Как не волноваться перед публичным выступлением?
Ответ — никак. Такое удручающее на первый взгляд заявление в сущности имеет вполне логичное обоснование и практическую направленность. Но давайте по порядку.
120228 августа 2021
Если ввести такой запрос в популярный поисковик, то мы получим отклик сотен интернет-ресурсов, которые предлагают многочисленные способы борьбы со страхом, привлечения внимания аудитории, оригинальной подачи материала и многое другое. При этом ни одна подобная статья не отвечает на заглавный вопрос этого поста. А меж тем, навык публичных выступлений является неотъемлемой частью большого числа профессий, а также тех ситуаций, где необходимо заявить о себе и своей позиции, ну вроде собрания собственников жилья.
Так как же научиться не волноваться перед обращением к аудитории? Ответ — никак. Такое удручающее на первый взгляд заявление в сущности имеет вполне логичное обоснование и практическую направленность. Но давайте по порядку.
1Первое, что нужно понимать, столкнувшись со страхом публики, что эта эмоция имеет древнюю природу. Нашим предкам было в прямом смысле жизненно необходимо получить от сородичей одобрение на принятие в стаю. Выжить одному, вне племенного сообщества, было маловероятным событием с учётом того, что кругом враги и хищники. Для этого нужно было подкреплять уверенность племени в нашей значимости, а ещё мониторить реальность — «кабы чего не вышло». Именно страх и такие его вариации, как тревога и волнение, стали тем самым инструментом, который помогал сохранять личную безопасность. Парадоксально, но факт: наша безопасность под угрозой — значит, надо бояться, чтобы мобилизовать ресурсы и вернуть комфортное состояние.
Однако как львы и чужеземцы связаны со зрителями, добровольно расположившимися на комфортных стульях стильного конференц-зала? Почему мы боимся их? Дело в том, что эволюция нашей нервной системы ну совсем не поспевает за историческим и социальным прогрессом — наши базовые реакции такие же закостенелые, как останки мамонтов. Мы все так же боимся столкнуться с отвержением и критикой, даже если это не угрожает нашей жизни. И это данность, с которой бессмысленно сражаться.
Но как этот факт может нам помочь? Или положение действительно безнадежно?
Говоря о примитивных реакциях организма, которые «живут» в скрытой части нашего мозга, мы все же должны помнить и о наличии относительно новых образований, расположенных в орбитофронтальной коре. В отличие от большинства животных мы способны не просто продуцировать мысли, но и думать об этих мыслях, что нам вздумается — такой вот каламбур! Почувствовав эмоцию страха, мы начинаем мониторить реальность и автоматически, а не осмысленно, решать, что опасно, а что нет. И вновь парадокс — мы можем испугаться собственного страха, вернее, подумать, что чувствовать его ненормально, а значит, надо усилить контроль, вообразив все самое ужасное, что может произойти — я напрочь забуду материал, у меня пропадёт дар речи, меня закидают помидорами или вытолкают из зала со словами — «глупцам здесь не место!». В результате имеем ревогу, порождённую мыслями об этой тревоге. И пусть меня закидают помидорами, но я убеждена, что ни один ораторский приём и презентационный лайфхак не будет полезен, пока человек убеждён, что «должен любой ценой победить страх публики». Позитивная визуализация, зубрёжка текста, просмотр сотен выступлений ораторов становятся инструментами неадекватного контроля, который только подкрепляет волнение. А нам нужны факты.
Факт 1. Если я волнуюсь перед встречей с публикой — значит, я нормальный, здоровый человек. Мой мозг не имеет патологических повреждений.
Факт 2. Если мне предложили выступить — значит, мне есть, что сказать. Я могу довериться своему опыту.
Факт 3. Если я ошибусь / оговорюсь / что-то забуду... меня это не убьёт. Вероятность того, что я лишусь работы, друзей, любви близких людей — всего сразу — ничтожна. И, скорее всего, я найду способ выйти из положения.
Факт 4. Я могу предположить, что выступление провалится, но я не могу этого знать. Я так же могу предположить, что выступление будет успешным. И эта игра возможностей в моей голове не приносит мне пользы.
2Факт 5. Тревога не будет длиться вечно. Когда я начну выступать, мой мозг будет занят более важными делами. В конце концов, и выступление когда-нибудь завершится.
Факт 6. Все известные ораторские приёмы могут быть мне полезны, если я не буду пытаться с их помощью победить то, что меня защищает — мой естественный страх.
Вы также можете продолжить этот список с учётом вашего опыта.
Оригинал на странице Вконтакте автора.
Фото:Иллюстрация: Патрик Генри «Оратор», 18 в.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
81716 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
784921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
72618 ноября 2024
Выбор редакции
1044792109
Записи автора
45226 августа 2024
32808 июля 2024
Как безобидные фразы могут сработать против нас
55916 ноября 2023
Почему «Я-сообщения» не работают
52323 октября 2023
91326 сентября 2023
Что скрывает уверенность в себе
52025 сентября 2023
64212 сентября 2023
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии