Попасть в Авиньон, не покидая Омск
Это не был канонический Достоевский. Герои больше походили на современных молодых людей, которые, может, «косплеят» то старуху-процентщицу, то опереточного Лужина, то кухарку Настасью, то Порфирия.
Перед началом спектакля «Раскольников» Николай Коляда, основатель екатеринбургского независимого «Коляда-театра», сообщил, что вообще-то этот спектакль ещё в прошлом году должны были показать на международном театральном фестивале во французском Авиньоне, но — ковид проклятый! Поэтому «Раскольников» смог доехать только до Омска и только в этом году — на «Ещё один» фестиваль, организованный ЦСД Омск. Так что собравшиеся вчера в Арт-Центр на Любинском с полным основанием могли почувствовать, что причастны к мировой театральной тусовке.
«Коляда-театр» уже в третий раз приезжает в Омск. Довелось видеть его густонаселённые, яркие, буффонадные «12 стульев», где сам отец-основатель играл Кису. Иное дело «Раскольников»: спектакль, как рассказал на встрече со зрителями режиссёр, был выбран по принципу «нищим надо помогать». На фестиваль, где участникам за выступление ничего не платят, смогли привезти только самый бюджетный спектакль: трое актёров, минимум реквизита, а декорация — одна скамейка. Она же — неуклюжая софа в комнате Раскольникова, она же — диван в квартире старухи-процентщицы, она же — каторжные нары, ну и так далее...
1Но простота внешней формы потребовала от актёров абсолютной самоотдачи. Константин Итунин — Раскольников и исполнявшие остальные роли Игорь Баркарь и Владислав Мелихов сумели заполнить своей энергией всё пространство и сцены, и зала. «Как вы после этого восстанавливались?», — недоумевали на обсуждении зрители. «Мы кайфуем! Нам не надо после этого восстанавливаться», — отвечали актёры.
Конечно, это не был канонический Достоевский. Герои больше походили на современных молодых людей, которые, может, «косплеят» то старуху-процентщицу, то опереточного Лужина, то кухарку Настасью, то Порфирия. Но, скорее, это не друзья-озорники, а одолевающие Раскольникова бесы гордыни, тщеславия, праздности. Они-то и доводят до каторги!
Создатели спектакля милосердны к современному Раскольникову: они внимательны к эпилогу романа, что весьма редко в театральных постановках «Преступления и наказания». А здесь «на берегу широкой, пустынной реки» (мы-то с вами знаем — какой) Раскольников проживает самые главные события своей жизни. Он воскресает аки Лазарь, а ведь совсем недавно историю его воскрешения он не мог читать без стёба! «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека». Так что — всё по Достоевскому. Хоть и не по канону.
Актёры, хоть и уверяли, что кайфовали весь спектакль и не устали, во время встречи со зрителями, в основном, скромно молчали. Впрочем, когда на сцене худрук - гусары, молчать!
Встреча со зрителями стала ещё одним спектаклем - моноспектаклем Николая Коляды. Он рассказывал о том, как создавал театр, как боролся за площадки в центре Екатеринбурга, как восстанавливал их, как театр выживал в пандемию. Вроде, о сложном и грустном, а зал смеялся. "Я всю жизнь изучаю людей, и знаю на какие кнопки нажимать, чтобы зритель смеялся и плакал". Надо признать, делал он это умело. Кстати, и омским коллегам дал советы бывалого по выживанию.
2
Оригинал в Facebook автора.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
На «Багровом острове» нет календаря
«Щелкунчик» в джазе и другие сюрпризы от филармонии
«В самом себе, как змей, таясь...»
Откуда в Сибири испанская страсть?
«Кто любит сказку, тем — сюда!»
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии