В большинстве своем мы ведем борьбу не с окружающими, а с собой

Сегодня в традиционной рубрике «кино на подумать» мы поговорим сразу о двух фильмах, идеи которых напрямую связаны с темой проходящего в нашей группе марафона #какяпровёлшколу.

 

120401 сентября 2021
В большинстве своем мы ведем борьбу не с окружающими, а с собой

Французская драма Кристофера Барратье (2004 года) «Хористы» посвящена проблеме продуктивного взаимодействия с подростками. Фильм демонстрирует два антагонистичных подхода к решению непростых вопросов взросления.

Франция 1949-го года. В интернат для трудных подростков приходит работать новый учитель музыки Клеман Матье. Получивший хорошее образование и обладающий врожденными способностями к педагогике, Матье проявляет себя как чуткий наставник и просто человек, способный сопереживать. Он готов принимать и любить детей вопреки их порокам и слабостям, стремится помочь им осознать суть их проступков. Но ему предстоит столкнуться не только с озлобленными подростками, лишенными представлений об уважении и достоинстве человека, но и с администрацией школы в лице ее директора Рашана. Его главный принцип в работе с детьми — «акция-реакция» — воспитательная мера, основанная на жестоком наказании даже после малейшей провинности.

1

Школа Рашена больше похожа на компиляцию казарменного уклада и тюрьмы, в ней даже есть карцер для особо отличившихся. Дети, живущие в интернате, приняв правила игры, нашли способ самозащиты в агрессии и жестокости. Никто в школе — ни сами дети, ни ее руководство — не допускают мысль, что может быть как-то иначе. Зритель «попадает в интернат» вместе с Матье и наряду с учителем недоумевает, а подчас возмущается той картине, которую вынужден наблюдать. Однако учитель на открытый протест не способен — проявления диктатуры Рашана слишком жестко давят на добродушного и мягкого Матье, который с прискорбием осознает, что несправедливость в адрес угрюмых и уязвимых детских душ дело обычное.

Тогда учитель музыки решает, что будет следовать своим внутренним убеждениям вопреки сложившейся системе бездумного наказания. Озлобленные и жестокие дети поначалу видят в новом учителе лишь очередную жертву своих нереализованных чаяний на принятие и, конечно, устраивают для него пакости. Но важно понимать, что, будучи добродушным и мягким, можно оставаться человеком с достоинством. Матье не доносит на детей, как это делают другие, но пытается понять причину их поведения, стремится узнать, чем живут ребята, о чем думают. Он дает им задание написать, о какой профессии они мечтают, и делает поразительное открытие — все ученики пребывают в сказочных фантазиях о своем месте в мире. И это не случайно. Та реальность, заложниками которой они стали, напрочь лишена нравственных идеалов и образцов для подражания, в их реальном мире нет тех, на кого они ХОТЕЛИ БЫ быть похожи — скудный опыт школьного авторитаризма не предлагает альтернативы. Но с появлением Матье у ребят появляется шанс увидеть другую реальность.

Матье не может свергнуть систему, которая пожирает сама себя, но он выбирает более эффективный путь, ведущий к тихим, но необратимым переменам. В отличие от директора Рашена Матье не мстит ученикам, которые вредят ему лично, вместо этого он вовлекает их в игру, беря за основу их правила: на карикатуры в свой адрес отвечает карикатурами, а пение про него гадостей критикует за фальшивое исполнение. Окончательно ввести в свой мир ребят учителю удается, когда он организовывает местный хор, суть которого, конечно, не сводится к банальному научению петь. Каждый день работы становится маленькой битвой за спасение детских душ. Путем неподдельного интереса к судьбам ребят он добивается их искреннего уважения и получает в руки главный инструмент эффективного воспитания — расположение учеников, готовность не подчиняться, но следовать. Учитель понял, что абсолютно каждый из его учеников нуждается в одном и том же — чтобы кто-то в них верил. Режиссер раскрывает эту идею через отношения учителя с одним из его учеников Пьером Моранжем.

«Мальчик с ангельским лицом и дьявольским характером» оказался носителем потрясающего голоса, но с отсутствующим умением его использовать. В процессе, пока Матье обучал его музыкальной грамоте, он обнаружил в Моранже опасную черту — гордыню, навредить которая, однако, могла не окружающим, а самому мальчику. Учитель преподносит Пьеру урок, определивший весь последующий путь гордеца: «И в глазах Моранжа я вдруг прочёл очень многое: гордость, радость быть прощённым и что было новое для него — нечто, похожее на признательность». Последствия этого урока мы видим в самом начале картины.

Вместе с тем сам Матье, вынужденный покинуть интернат, тоже заслуживает признание учеников, обличенное в символическую форму бумажных самолетиков.

Фильм «Хористы» отличается местами наивной, но все же положительной атмосферой, в которой происходят ненасильственные изменения. Назвать сюжет оригинальным нельзя, тем не менее это достойный фильм, чтобы напомнить всем о важности нехитрого жизненного правила — дидактический компонент эффективного воспитания не может базироваться на наказании.

Контрастом романтическим образам французского кинематографа выступает отечественный «перестроичный» фильм режиссера Исаака Фридберга «Куколка», вышедший в 1989 году.

В основу сценария положена история 16-летней профессиональной спортсменки Тани Серебряковой. В свои юные годы она уже стала чемпионкой мира по спортивной гимнастике, залогом чего явился закаленный характер и яростное стремление победить любой ценой.

В начале фильма, когда зритель наблюдает сцены тренировок маленьких спортсменов, он словно оказывается случайным свидетелем грубых, но точных ударов кузнеца по раскаленному металлу, цель которых создать безупречный по прочности инструмент. По сути, Таня и есть этот выкованный инструмент государственной системы для достижения высоких целей. Ей и самой кажется, что ничто не сможет ее сломить, пока внезапно на одной из тренировок она не получает серьезную травму. Однако выступление на соревнованиях отменить нельзя, ведь она часть системы, которая не знает человеческой боли.

2

Когда выясняется, что травма была слишком серьезной, Тане приходится оставить большой спорт навсегда и вернуться в отчий дом к жизни, в которой у героини не будет ничего, кроме одной-единственной поведенческой программы — «побеждай!»

Придя в обычную школу, она пытается опираться на тот жизненный опыт, который был получен ею за годы спортивной жизни. Острый дефицит навыков построения простых человеческих отношений вынуждает героиню использовать имеющиеся у нее способы защиты и борьбы, с помощью которых она раз за разом причиняет боль окружающим, оказавшись совершенно неспособной считаться с чужими чувствами.

Поначалу ее сила духа, бескомпромиссность и готовность атаковать играют ей на руку. Столкнувшись с давлением школьных хулиганов, она быстро перестраивает иерархическую систему класса под себя. Кого-то подкупает ее непосредственный образ крутой девчонки, гармонично дополняемый всевозможными дефицитными товарами, привезенными из-за границы. Всеобщее внимание, подчинение и восхищение побуждают Таню чувствовать себя особенной, превосходящей других, которые никогда не увидят того, что добилась она к своим 16-ти годам.

Но что станет делать решительная во все время девочка, когда поймет, что влюбилась в своего одноклассника? И влюбилась ли?

Леша Панов — единственный, кто не вступил с Таней в открытую конфронтацию, но и не подчинился ее неформальному влиянию. Он совсем не прост и также чужероден коллективу. Чуть не попавший в колонию и взятый на поруки классной руководительницей, он становится еще одной спортивной целью Тани, которую она не позволит себе упустить. Но Леша влюблен в их классную — молодую и красивую Елену Михайловну, с которой у Тани совершенно не ладятся отношения. Таня выбрала ее в качестве мишени для демонстрации своего протеста. Попытки учителя стать другом только усугубляют и раззадоривают Танино высокомерие, и в конце концов, она одерживает над ней психологическое превосходство.

Операторская работа в фильме заслуживает отдельного внимания: и общие, и крупные планы ювелирным образом передают напряжение и чувства героев.

Светлана Засыпкина — актриса главной роли, в прошлом бывшая гимнастка, которая также не смогла продолжать карьеру из-за травмы спины. По сути, это и ее история — история силы и саморазрушения.

В этом фильме не будет счастливого финала. Героиня доходит до крайней точки, в которой пытается сразиться уже с самой собой — стоит ли говорить, что это битва обречена?..

Многие выражают критику в адрес фильма из-за отсутствия в нем надежды на сказочное преображение героини через принятие и любовь. Кто-то считает, что фильм достоин своего времени и отражает существовавшее противостояние между отживающей советской системой и приходящим ей на смену режимом индивидуальной борьбы за право быть собой.

Но есть и другой взгляд на историю — психологический. Трагедия Тани Серебряковой не в том, что она сама не способна на любовь и открытость, а в том, что она не умеет сдаваться. Неспособность юной чемпионки отказаться от привычных моделей поведения в обычной жизни, даже если они провальны и не приводят к получению желаемого, приводят к катастрофическому уровню уязвимости.

3

Эта грустная история преподносит зрителю очень важный и мудрый урок: в большинстве своем мы ведем борьбу не с окружающими, а с собой, поэтому принимая непростое решение «сдаться» — изменить привычным правилам жизнеустройства — мы внезапно можем одержать победу.

Приятного просмотра!

 

Оригинал на странице Вконтакте автора. 

Автор:Юлия Купрейкина

Фото:с сайта domkino.tv

Теги:психологияшкола


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1410104 ноября 2024

19 января

Открыть «Малахитовую шкатулку»

Открыть «Малахитовую шкатулку»

45712 декабря 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 149 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 126 человек



























Блог-пост

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

19892208 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Светские хроники

Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

206004 декабря 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

2260129 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Кредо

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.

32621021 ноября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх