Про контейнирование
Стремление воспитать «мужчину, который не плачет» или «девочку, которая станет некрасивой от слёз» приведут лишь к одному: будущий взрослый не будет знать, как справляться со своими чувствами. Почему? По той же причине, что и ребёнок, которого НЕ НАУЧИЛИ распознавать буквы, не сможет читать книги.
Уилфред Бион, представитель психоаналитического направления, предложил теорию, согласно которой личность приобретает эмоциональный опыт, характеризующийся способностью преодолевать фрустрацию в момент взаимодействия с другими людьми. Этот опыт он назвал КОНТЕЙНИРОВАНИЕМ, а формирование его присходит прежде всего в раннем детстве.
Плачущий в колыбели младенец призывает значимого взрослого, чаще всего мать, чтобы удовлетворить свои базовые потребности. Если мать (или ее значимое окружение, которое оказывает на неё влияние) живет с установкой, что в ребёнке нужно воспитывать терпение и «бежать по первому писку» не стоит, велика вероятность сформировать у малыша фундаментальное ощущение «я в опасности — меня не защищают». Далее — раннее детство — проверка родительской «прочности»: истерики и протест в результате столкновения с непостоянством и изменчивостью мира. Стремление воспитать «мужчину, который не плачет» или «девочку, которая станет некрасивой от слёз» приведут лишь к одному: будущий взрослый не будет знать, как справляться со своими чувствами. Почему? По той же причине, что и ребёнок, которого НЕ НАУЧИЛИ распознавать буквы, не сможет читать книги.
1Чем это чревато? Вырастая, такой человек перманентно будет испытывать «фантомные» ощущения из детства в, казалось бы, совершенно безобидных ситуациях: тревожиться или злиться, когда партнёр опаздывает даже по объективной причине; считать себя неудачником при малейшем промахе. А кроме того, такой человек едва ли будет способен на эмпатию, ведь даже своих эмоций он не понимает и не принимает.
Когда же рядом с малышом оказывается взрослый, способный правильно утешать, то постепенно у ребёнка будет формироваться внутренний «контейнер», а пока он не умеет этого делать, этим контейнером выступает взрослый, ведь он как бы вмещает в себя чувства ребёнка, преобразует их и отдает в адаптированном виде.
Вспомните, что делают родители, когда вводят малышу прикорм — они предлагают маленькую порцию неизвестного продукта, знакомят с цветом, запахом, а главное — называют. Через некоторое время ребёнок уже переходит к более объемным порциям, знает, как лучше употреблять то или иное блюдо. С эмоциями дело обстоит похожим образом.
«Так как же утешать правильно?» — спросите вы. Вот небольшая зарисовка.
Мише четыре. И он держит в руках драгоценный воздушный шар. Красный, с серебристой ленточкой. Но вдруг что-то отвлекает мальчика, и лента выскальзывает из некрепких ладошек. Шарик улетает в небо. Чем выше он поднимается, тем более заливистым становится плач.
Миша плачет не из-за ерунды, не назло, не потому что он несносный мальчишка — ему по-настоящему плохо. Как в этом случае будет выглядеть контейнирование?
«Мишенька, сынок, ты плачешь, потому что ты очень расстроен из-за улетевшего шарика. Я тебя понимаю: шарик был очень красивый, и тебе наверняка нравилось его иметь. Упустить его очень обидно. Тебе хочется плакать? Или ко мне — я обниму»,— может услышать малыш от мамы.
Это лишь пример, который не претендует на роль шаблона. Гораздо лучше говорить естественно, проявляя искреннее сочувствие. При регулярном контейнировании взрослыми ребёнок научается делать это сам. Постепенно.
2Но что если меня не научили, а я уже взрослый, который глубоко проживает даже незначительный стресс?
Отчаиваться в этом случае точно не стоит! У взрослых куда больше психических ресурсов, а значит, им под силу овладеть этим навыком самостоятельно. Если не получается самому, на помощь могут прийти психологи.
Оригинал Вконтакте.
Фото:скриншот видео
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Как сформировать правильные привычки
«Что будет с моей территорией, когда на нее войдет другой человек?»
«Кто не рискует — рискует больше всех»
Имеем ли мы право на веру в чудо?
— Психолог
— Коуч, психолог
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии