ХХ век. Легенда

Из гастрольных спектаклей Тюменского БДТ только литературная основа «Новеченто» не была мне знакома, поэтому любопытство вызывала не интерпретация сюжета, а история как таковая.

145115 сентября 2021
ХХ век. Легенда

Она необыкновенна настолько, что стала предметом интереса телешоу. Собственно, участниками ток-шоу чувствуют себя временами и зрители. Ещё до последнего звонка, пока они рассаживаются, на сцене уже включены несколько телевизоров, по ним идут, создавая белый шум, диснеевские мультики. Но вот свет в зале гаснет, а на экране — новая программа — «Сегодня вечером». Звучит проникновенная мелодия, и ведущий спрашивает гостя, известен ли ему автор музыки? Кому она может принадлежать? Гость в студии, музыкант, вспоминает важную часть своей жизни, проведённую на пассажирском лайнере «Вирджиния», где он играл в корабельном оркестре, развлекая пассажиров.

Вместе с ним, трубачом Тимом Туни (Сергей Осинцев), мы переносимся на пароход, курсировавший из Европы в Америку, где он познакомился и подружился с пианистом-виртуозом, который провёл на этом лайнере всю жизнь. Здесь его, младенца, нашли в ящике для грузов в первый день ХХ века и нарекли Новеченто — [Тысяча] девятисотый или Двадцатое столетие. Здесь он чудом освоил игру на рояле, здесь начал играть музыку своего сердца, здесь слушал песни пассажиров, путешествовавших в трюме, здесь покорял мелодиями сердца пассажиров первого класса...

1

Но новеченто — это не только наименование столетия, а прежде всего — течение в итальянском искусстве начала ХХ века, названное по аналогии с кватроченто, чинквеченто, обозначавшими 15-й и 16-й века в культуре; а ведь это — эпоха Возрождения, вершина классического итальянского искусства, признанная всем миром! Значит, новеченто — это ещё и неоклассика, задача которой — преодолеть модернизм, экспрессионизм, футуризм и прочие «измы». Не случайно, кстати, в спектакле пианист Новеченто побеждает в творческой дуэли знаменитого джазового музыканта, причём, даже не имея понятия о том, что такое «дуэль». Ведь джаз для Европы того времени — такой же «изм», значит, надо сбросить его с корабля неоклассики!

Спектакль поставлен по произведению нашего современника Алессандро Барикко — не только писателя и драматурга, но и музыкального критика. Это взгляд сегодняшнего человека на новеченто как явление. Он, похоже, признаёт, что его лучшие образцы — прекрасны, но в то же время показывает, что они никак не связаны с современностью, с миром актуальной культуры. Не случайно Новеченто так ни разу и не решился сойти с борта своего корабля. Он предпочёл остаться на палубе, даже когда старушку «Вирджинию» отправили в последнее плавание, чтобы отжившее своё судно взлетело на воздух прямо посреди океана.

У Барикко это — метафора судьбы неоклассицизма, взявшегося как бы ниоткуда, искусственно взращенного для противопоставления всему прочему в культуре и вынужденного существовать в изоляции. И как бы ни был прекрасен этот подкидыш, долго ему не прожить...

В спектакле Сергея Захарина Новеченто — это, конечно, ХХ век. Век великих переселений и великих войн. Век технического прогресса, породившего монстра телевидения с его ток-шоу. Век-корабль, попавший в шторм времени. Справится ли с ним команда?

Команда создателей спектакля справляется блестяще. При том, что весь спектакль — это монолог Туни-Осинцева, пластический рисунок истории дополняется и развивается ансамблем актёров (трио Игорь Гутманис, Виталий Илюшкин, Василий Цивинский). Они — то задорные оркестранты, то солидные пассажиры первого класса, то борющиеся со штормом матросы... Кукла, трость, цилиндр в руках актёров могут означать кого угодно: и младенца Новеченто, и его названного отца, и звезду джаза... Свет, декорации тоже становятся элементом пластического решения спектакля: трепещет надутый ветром парус, движется по сцене рояль, как живое существо, влекомое лучом света,...

И, конечно, музыка! Музыка Фаустаса Латенаса, композитора, известного омским театралам по спектаклям Вахтанговского театра. Здесь его мелодии становятся воплощением Новеченто, ХХ века, странного и прекрасного. Его время прошло, а мы всё плывём...

 

Оригинал в Facebook автора. 

2

Автор:Елена Петрова

Фото:ТБДТ

Теги:театргастроли


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

11521 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

893104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка

Илья Латыпов

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3252114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4245210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6108106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1034112 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх