«Чего боятся современные околотридцатилетние пары?»

В отличие от подопытных крыс Том и Джемма добровольно пришли в агентство. Чем было обусловлено их поведение? Истинным желанием иметь каноническую семейную жизнь или следование социально-культурным надстройкам о том «как надо»?

112225 сентября 2021

Уютный дом в пригороде с лужайкой на заднем дворе, вечно голубое небо и ежедневное обеспечение всем необходимым — ну чем не рай для молодой семьи? Однако герои фантастического триллера «Вивариум» под авторством Лоркана Финнегана с этим не согласятся. Несмотря на свою жанровую принадлежность фильм представляет собой попытку аллегорического осмысления социально острых тем и даёт своеобразный ответ на вопрос: «Чего боятся современные околотридцатилетние пары?»

Том и Джемма пока не женаты: им не присуща импульсивность в вопросах семьи и брака, поэтому они решают подойти к выбору своего будущего дома весьма основательно и обращаются в агентство по недвижимости. С самого начала мы наблюдаем зарождение тревоги у героев, которая на сюжетном уровне объясняется знакомством пары с крайне странным агентом Мартином. Расписав все прелести жизни в микрорайоне под названием «Йондер», агент приглашает Тома и Джемму осмотреть недвижимость в живую.

1

Когда они оказываются на территории «Йондера», их поражает в буквальном смысле сказочность этого места: все дома выглядят одинаково, идеально чистые улицы и голубое небо с неподвижными облаками. В доме номер девять есть все, чтобы остаться. Остаться навсегда... Неведомым образом агент исчезает, а Том и Джемма пытаются выбраться из лабиринта природных декораций — но все тщетно, и они решают переночевать в нем. Так и не найдя выхода, пара постепенно приходит к отчаянию, предпринимая крайние меры по уничтожению «дома мечты». Однако метафору нельзя уничтожить, и дом остаётся на своём месте. Но вскоре на пороге, где всегда внезапно оказывался ящик с провиантом, они находят младенца и записку: «Вырастите и будете свободны».

Пушкинское преувеличение «И рос он не по дням, а по часам» в фильме приобретает устрашающий подтекст: «ребёнок» действительно растёт крайне быстро, постоянно требуя еды жутким ором. А с возрастом он начинает внушать все больший ужас. Том и Джемма, пропасть между которыми разрастается с каждым днём все сильнее, пытаются справиться с этим, как могут: он, озлобленный и отстранённый, изо дня в день уходит на задний двор, чтобы заниматься бессмысленным трудом, она не оставляет попыток наладить контакт с ребёнком, при этом каждый раз демонстративно подчёркивая — «Я не твоя мать».

Внешний сюрреализм фильма к своей кульминации приобретает абсурдистские и местами мистические черты. Нам лишь намекают на чужеродное происхождение «нежеланного» ребёнка. Следует учесть, что стремление во что бы то ни стало разгадать сюжетообразующие загадки, скорее, отвлечёт от главного аналитического акта — интерпретации и анализа проблемы.

По сути, Финнегану удалось изобразить то, о чем многие пары многозначительно умалчивают — страх рутины и ответственности за жизнь маленького существа, убежденное отчаяние от мысли, что семья — это плен, развитие холодности и отчуждения при появлении детей, истощение физических и моральных ресурсов. Внезапный сюжетный поворот отправляет зрителю ясный посыл — эта ситуация столь распространена, что не оставляет родителям никаких шансов на спасение. Вместе с тем режиссёр намеренно театрально изображает существование пары (еда не имеет вкуса, облака не двигаются) не позволяя зрителю ни на минуту забыть тот факт, что мы имеем дело не с объективной реальностью, а представлениями и страхами общества.

Вивариум — это понятие, заимствованное из научно-исследовательского мира. Так называют специальные места, в которых создаются определённые условия для проведения экспериментов и наблюдения за испытуемыми животными.

Название в полной мере отражает научную спецификацию с одной лишь оговоркой — в отличие от подопытных крыс Том и Джемма добровольно пришли в агентство. Чем было обусловлено их поведение? Истинным желанием иметь каноническую семейную жизнь или следование социально-культурным надстройкам о том «как надо»?

 

Оригинал Вконтакте.

2

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

46114 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

96507 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

957105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

822203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх