Откупори шампанского бутылку и перечти ... «Повести Белкина»

Да уж, не хрестоматийный тут Пушкин! Но почему бы и нет? Это ведь не «старик Державин», а «наше всё». А со своим-то и поозорничать можно! Через пушкинский текст пародировать жанры масс-культа — это же весело! Прав был Блок: «Весёлое имя — Пушкин!».

147820 октября 2021
Откупори шампанского бутылку и перечти ... «Повести Белкина»

- Вкус, интонации этого спектакля - как искрящееся шампанское! Это не хрестоматийный, а живой Пушкин, - так на пресс-конференции Максим Кальсин, художественный руководитель Пятого театра и театрального фестиваля «ЛиТЕрАТуРа», охарактеризовал «Повести Белкина» в постановке Магнитогорского драматического театра имени Пушкина.

Это спектакль открытия фестиваля на сцене Омской драмы. Омичи знакомы с магнитогорским театром по обменным гастролям, мне, например, летом довелось увидеть очень нестандартную «Грозу», поэтому и от нового спектакля ждала открытий. И не ошиблась.

1

Начинается спектакль с пушкинского предисловия «От издателя». Вернее, «издателей» здесь четверо (Данила Сочков, Иван Погорелов, Филипп Ладейщиков, Иоганн Билле). У каждого — чемодан с текстом одной из повестей, они без конца теряют самый маленький чемодан - с «Барышней-крестьянкой», всё время спорят, какую историю представить почтенной публике первой, теряют и находят письмо «бывшего друга Ивана Петровича Белкина», читают его, вырывая друг у друга, таким образом мы и узнаём, наконец, «касательно образа жизни, занятий, нрава и наружности» почившего автора повестей.
Впрочем, и наружность издателей примечательна: фрак сочетается с джинсами, цилиндр - с кроссовками, косуха — с парчовым жилетом... Косплеят современные ребята пушкинское время! Один из них, кстати, пытается объяснять «непонятные» слова: дьякон, станционный смотритель и прочее, как будто делает сноски в книге. Даже, словно зачитывая страничку из Википедии, рассказывает, кто такой Державин, поскольку его строки стали эпиграфом к «Гробовщику». И правильно! Ведь владельцы «Пушкинской карты» (а они составили не меньше трети публики) могут и не знать этого имени!
Весело тут с самого начала. «Издатели» то зачитывают фрагменты повестей, то превращаются в их героев. Да ведь любой из нас, читая хорошую книгу, переносится в созданный автором мир. А уж если автор — Пушкин, то чему удивляться? Эти перевоплощения воспринимаются как должное. Так, играючи, мы вместе с создателями спектакля (режиссёр — Тимур Насиров) переносимся не только из истории в историю, но и из жанра в жанр.
Вот в «Выстреле» безудержное веселье гусаров прерывается отказом загадочного Сильвио (Игорь Панов) от дуэли, и с этого момента нарастает тревожное ожидание, как и положено в триллере! Градус тревоги растёт и с рассказом Сильвио о ссоре с загадочным графом, и с рассказом самого графа о мести Сильвио. И хотя большинство зрителей со школьной скамьи знают, «чем дело кончится», закон жанра берёт своё! Атмосфера тревоги, как и положено, разряжается только с последним выстрелом...
«Метель» начинается, как только «издатели» открывают чемодан с рукописью: сквозящий из него ветер, вздымает и разбрасывает, как снежные хлопья, листы, поэтому начать повествование удаётся, только захлопнув чемодан и собрав разлетевшиеся страницы. Тут же появляется прелестная Марья Гавриловна (Лилия Мусина), выясняется, что у девушки, воспитанной на французских романах есть «предмет, избранный ею». «Предмет» наши «издатели» и выносят на сцену, это бедный прапорщик Владимир Николаевич (Евгений Баженов). Он, как и положено в мелодраме, выполнив свою функцию, исчезает со сцены, потому что героине, конечно же, нужен не «бедный прапорщик», а «герой». Им и становится раненый на всю голову Бурмин (Филипп Ладейщиков). Их с Машей вальс с балетными поддержками, конечно же, не может не закончиться объяснением в любви, Бурмин начинает его со слов: «Я женат». В судьбу влюблённых опять вмешивается случай: откуда-то с колосников на них проливается с ведро воды, Маша с криком: «Капец!», - убегает со сцены. «Издатели» вынуждены объявить антракт.
В начале второго действия они, по обыкновению, спорят, какая повесть будет представлена следующей, но промокший Бурмин требует финала «Метели». И это справедливо: нужна следующая серия. Из неё мы узнаём о странном бракосочетании, о том, как невеста вскрикнула: «Не он!». Тут вступает музыка а-ля «Санта Барбара», движения влюблённых становятся замедленными, интонации мелодраматически возвышенными: «И вы не узнаёте меня!», - восклицает Маша. Бурмин бросается к её ногам... Только после этого на влюблённых обрушивается поток воды. Не слёзы ли это любителей мелодраматических сериалов?
А вот «Гробовщик» решён как чёрная комедия: это бал мертвецов, приглашенных подвыпившим гробовых дел мастером. Они словно сошли со страниц комиксов и фильмов про зомби-апокалипсис. Кажется, главные герои этой истории — художники спектакля Никита Сазонов и Гульнур Хаватуллина, настолько интересные визуальные образы они создали!
И снова перемена жанра. Даже, можно сказать, раздвоение жанра. С одной стороны — проникновенный, полный трагизма рассказ станционного смотрителя Самсона Вырина (Владимир Богданов) о потерянной дочери, с другой — эксцентрическая комедия, потому что смелая Дуня (Елена Кононенко) сама решает свою судьбу необычным способом: по её настоянию лекарь с подручными оперируют ротмистра Минского, извлекая его рыхлое плюшевое сердце и пересаживая ему ярко-красное любящее.
Возвращаясь в родные пенаты с дочкой, Дуня узнаёт о смерти отца и проникновенно запевает: «А у любви — голос твой…, а я страда-страда-страдаю…».Теперь эти слова посвящены отцу, а ведь совсем недавно песенкой из репертуара «Ночных снайперов» она развлекала постояльцев станции... Что ж, лучше поздно понять, как любил тебя, Дуня, отец, чем никогда! Так закольцовываются эксцентрика и трагедия...
А «Барышню-крестьянку» так и не показали. Нет, «издатели»-то хотели, рвались изо всех сил на авансцену, но коллеги упорно тащили их за кулисы: боялись, видно, что если они разойдутся, то спектакль до утра не кончится...
Да уж, не хрестоматийный тут Пушкин! Но почему бы и нет? Это ведь не «старик Державин», а «наше всё». А со своим-то и поозорничать можно! Через пушкинский текст пародировать жанры масс-культа — это же весело! Прав был Блок: «Весёлое имя — Пушкин!».

Автор:Елена Петрова

Фото:Фото с сайта https://dramteatr.com

Теги:Пятый театрфестиваль «ЛиТЕрАТуРа»


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

23721 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

21922 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

954104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3399114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4463210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6257106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1046712 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх