Откупори шампанского бутылку и перечти ... «Повести Белкина»
Да уж, не хрестоматийный тут Пушкин! Но почему бы и нет? Это ведь не «старик Державин», а «наше всё». А со своим-то и поозорничать можно! Через пушкинский текст пародировать жанры масс-культа — это же весело! Прав был Блок: «Весёлое имя — Пушкин!».
147820 октября 2021
- Вкус, интонации этого спектакля - как искрящееся шампанское! Это не хрестоматийный, а живой Пушкин, - так на пресс-конференции Максим Кальсин, художественный руководитель Пятого театра и театрального фестиваля «ЛиТЕрАТуРа», охарактеризовал «Повести Белкина» в постановке Магнитогорского драматического театра имени Пушкина.
Это спектакль открытия фестиваля на сцене Омской драмы. Омичи знакомы с магнитогорским театром по обменным гастролям, мне, например, летом довелось увидеть очень нестандартную «Грозу», поэтому и от нового спектакля ждала открытий. И не ошиблась.
1Начинается спектакль с пушкинского предисловия «От издателя». Вернее, «издателей» здесь четверо (Данила Сочков, Иван Погорелов, Филипп Ладейщиков, Иоганн Билле). У каждого — чемодан с текстом одной из повестей, они без конца теряют самый маленький чемодан - с «Барышней-крестьянкой», всё время спорят, какую историю представить почтенной публике первой, теряют и находят письмо «бывшего друга Ивана Петровича Белкина», читают его, вырывая друг у друга, таким образом мы и узнаём, наконец, «касательно образа жизни, занятий, нрава и наружности» почившего автора повестей.
Впрочем, и наружность издателей примечательна: фрак сочетается с джинсами, цилиндр - с кроссовками, косуха — с парчовым жилетом... Косплеят современные ребята пушкинское время! Один из них, кстати, пытается объяснять «непонятные» слова: дьякон, станционный смотритель и прочее, как будто делает сноски в книге. Даже, словно зачитывая страничку из Википедии, рассказывает, кто такой Державин, поскольку его строки стали эпиграфом к «Гробовщику». И правильно! Ведь владельцы «Пушкинской карты» (а они составили не меньше трети публики) могут и не знать этого имени!
Весело тут с самого начала. «Издатели» то зачитывают фрагменты повестей, то превращаются в их героев. Да ведь любой из нас, читая хорошую книгу, переносится в созданный автором мир. А уж если автор — Пушкин, то чему удивляться? Эти перевоплощения воспринимаются как должное. Так, играючи, мы вместе с создателями спектакля (режиссёр — Тимур Насиров) переносимся не только из истории в историю, но и из жанра в жанр.
Вот в «Выстреле» безудержное веселье гусаров прерывается отказом загадочного Сильвио (Игорь Панов) от дуэли, и с этого момента нарастает тревожное ожидание, как и положено в триллере! Градус тревоги растёт и с рассказом Сильвио о ссоре с загадочным графом, и с рассказом самого графа о мести Сильвио. И хотя большинство зрителей со школьной скамьи знают, «чем дело кончится», закон жанра берёт своё! Атмосфера тревоги, как и положено, разряжается только с последним выстрелом...
«Метель» начинается, как только «издатели» открывают чемодан с рукописью: сквозящий из него ветер, вздымает и разбрасывает, как снежные хлопья, листы, поэтому начать повествование удаётся, только захлопнув чемодан и собрав разлетевшиеся страницы. Тут же появляется прелестная Марья Гавриловна (Лилия Мусина), выясняется, что у девушки, воспитанной на французских романах есть «предмет, избранный ею». «Предмет» наши «издатели» и выносят на сцену, это бедный прапорщик Владимир Николаевич (Евгений Баженов). Он, как и положено в мелодраме, выполнив свою функцию, исчезает со сцены, потому что героине, конечно же, нужен не «бедный прапорщик», а «герой». Им и становится раненый на всю голову Бурмин (Филипп Ладейщиков). Их с Машей вальс с балетными поддержками, конечно же, не может не закончиться объяснением в любви, Бурмин начинает его со слов: «Я женат». В судьбу влюблённых опять вмешивается случай: откуда-то с колосников на них проливается с ведро воды, Маша с криком: «Капец!», - убегает со сцены. «Издатели» вынуждены объявить антракт.
В начале второго действия они, по обыкновению, спорят, какая повесть будет представлена следующей, но промокший Бурмин требует финала «Метели». И это справедливо: нужна следующая серия. Из неё мы узнаём о странном бракосочетании, о том, как невеста вскрикнула: «Не он!». Тут вступает музыка а-ля «Санта Барбара», движения влюблённых становятся замедленными, интонации мелодраматически возвышенными: «И вы не узнаёте меня!», - восклицает Маша. Бурмин бросается к её ногам... Только после этого на влюблённых обрушивается поток воды. Не слёзы ли это любителей мелодраматических сериалов?
А вот «Гробовщик» решён как чёрная комедия: это бал мертвецов, приглашенных подвыпившим гробовых дел мастером. Они словно сошли со страниц комиксов и фильмов про зомби-апокалипсис. Кажется, главные герои этой истории — художники спектакля Никита Сазонов и Гульнур Хаватуллина, настолько интересные визуальные образы они создали!
И снова перемена жанра. Даже, можно сказать, раздвоение жанра. С одной стороны — проникновенный, полный трагизма рассказ станционного смотрителя Самсона Вырина (Владимир Богданов) о потерянной дочери, с другой — эксцентрическая комедия, потому что смелая Дуня (Елена Кононенко) сама решает свою судьбу необычным способом: по её настоянию лекарь с подручными оперируют ротмистра Минского, извлекая его рыхлое плюшевое сердце и пересаживая ему ярко-красное любящее.
Возвращаясь в родные пенаты с дочкой, Дуня узнаёт о смерти отца и проникновенно запевает: «А у любви — голос твой…, а я страда-страда-страдаю…».Теперь эти слова посвящены отцу, а ведь совсем недавно песенкой из репертуара «Ночных снайперов» она развлекала постояльцев станции... Что ж, лучше поздно понять, как любил тебя, Дуня, отец, чем никогда! Так закольцовываются эксцентрика и трагедия...
А «Барышню-крестьянку» так и не показали. Нет, «издатели»-то хотели, рвались изо всех сил на авансцену, но коллеги упорно тащили их за кулисы: боялись, видно, что если они разойдутся, то спектакль до утра не кончится...
Да уж, не хрестоматийный тут Пушкин! Но почему бы и нет? Это ведь не «старик Державин», а «наше всё». А со своим-то и поозорничать можно! Через пушкинский текст пародировать жанры масс-культа — это же весело! Прав был Блок: «Весёлое имя — Пушкин!».
Фото:Фото с сайта https://dramteatr.com
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
954921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
83618 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
73118 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
21922 ноября 2024
Чёрная клоунада о юных бандитах
23721 ноября 2024
26720 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
40818 ноября 2024
46215 ноября 2024
47214 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
57813 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
43912 ноября 2024
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии