Гаджеты. Как оставаться на одной волне с ребенком
Чтобы не потерпеть поражение, предлагаю вообще не начинать войну. Объявить мир и «обживать» этот мир вместе.
106722 октября 2021
Дети стремительно отдаляются от нас. Их умению адаптироваться в цифровом пространстве и овладевать любым гаджетом можно позавидовать. И если вначале родители умиляются такой смышлености своего малыша и даже гордятся этим, то чем дальше, тем стремительней эта гордость тает. Когда ребенку уже от 7 до 12 и дальше, безмерное увлечение гаджетами вызывает у взрослых сильную тревогу. Компьютер, планшет, телефон в руках ребенка становятся мишенью для родительского раздражения, агрессии, претензий. Кажется, что он ничем больше не интересуется, ничего не хочет и готов часами рубиться в «Майнкрафт» или листать бесконечную вереницу блогеров.
В разных семьях справляются (или не справляются) по-своему. Кто-то радикально выносит из дома гаджеты, отключает интернет. Кто-то записывает ребенка в десятки кружков и секций, чтобы минуты свободной не было. Кто-то скандалит каждый день или пытается «подкупить» ребенка, предлагая дополнительное время в интернете за домашние дела или прочитанную книгу. С переменным успехом, но битва идет постоянно. Если до 11 лет перевес чаще бывает на стороне родителей, то со старшими подростками ситуация иная. Они находят способ заполучить желаемое, как бы ограничительные санкции ни вводились родителями. Что же делать, сдаться? Чтобы не потерпеть поражение, предлагаю вообще не начинать эту войну. Объявить мир и «обживать» этот мир вместе.
1Взрослые отличаются от детей тем, что умеют и могут устанавливать правила. В возрасте до 11 лет ребенку проще объяснить, что правила нужны не для того, чтобы лишить его радости и удовольствий, а для того, чтобы он смог узнать и научиться многим важным вещам, без которых в реальной жизни просто пропадешь. В этот период нужно овладеть умением учиться, распределять собственное время, отдыхать, дружить, ссориться, прощать, выражать симпатию. Нужно научиться понимать эмоции других людей, выражать свои — без ущерба для себя и окружающих. Это время для разнообразных интересов: от приготовления яичницы до становления спортивного мастерства.
Британский психолог Элизабет Килби в своей книге «Гаджетомания. Как не потерять ребенка в виртуальном мире» приводит такие данные о современных детях, согласно которым за семь лет жизни ребенок ЦЕЛЫЙ ГОД проводит, уткнувшись в экран гаджета. И это в то время, когда детский мозг очень пластичен. Да он просто требует и требует новых впечатлений и стимулов! Потоки интернет-игр, роликов и информации становятся, зачастую, единственной пищей для детского ума. Между тем, мир значительно шире светящегося экрана. Даже моя собака это понимает, постоянно протискиваясь между мной и телефоном, заставляя вернуться в реальность.
Задача нас, взрослых, в это время помочь организовать детскую жизнь так, чтобы в ней отражалось большое разнообразие мира (и нашего родительского тоже). Хорошо бы, чтобы современные девайсы были лишь небольшой частью, увлекательным занятием, которое не вызывало бы протестной реакции родителей и не служило бы яблоком раздора. Ведь иногда дети просто делают так же, как мы. Проанализируйте, как у вас самих обстоят дела с этим? Можете ли вы не брать телефон до 150 раз в день (а именно столько раз мы это делаем)? Как отдыхаете после работы? Вы увлеченный человек? Можете ли слушать ребенка, глядя ему в глаза, а не на экран? «Мне некогда, я работаю», — к сожалению, это алиби не обеспечит доверительных отношений с ребенком. «Мне не интересно, что он там (в онлайн-игре) делает», — тоже не добавит теплых эмоций в семье. А интересно, как ребенок взрослеет? Что он думает? Во что любит играть? Над чем смеется? Что его расстраивает? На кого он хочет быть похож?
Его мир так или иначе содержит и частицы вашего мира. Это отдельная вселенная, которую можно познавать и радоваться, когда находишь что-то общее. Помните мультфильм из прошлого века с чудесной музыкой оркестра Поля Мориа «Контакт»? Как выяснилось, тот самый контакт с непонятным пришельцем установить не так уж сложно. Главное, найти мотив, который объединяет: «Ла-ла-ла-ла-ла ла-ла-ла-ла ла-ла-ла…»
Следующие шаги помогут и вам оставаться на одной волне с ребенком:
— Признавайте важность занятий ребенка в Сети. Проявите интерес к его предпочтениям, поймите, как это работает у него. Попробуйте поиграть сами, пусть трудно и неудачно, но это шаг к контакту. Спрашивайте, в чем смысл игры и что больше всего увлекает. Поищите вместе вдохновляющие ролики, если ребенок часами зависает за их просмотром в Интернете. Там кладезь идей, используйте их конструктивно. Выстраивая общение, вы получаете право на принятие ваших условий, на установление добровольных договоренностей. А еще ребенок будет слышать вас, понимать ваши ценности и увлечения и, возможно, став старше, захочет присвоить их себе.
— Если вы не сторонник жестких запретов, попробуйте вписывать девайсы в ежедневные занятия. То есть выделяйте время для игры и развлечений, которое ребенок может использовать по своему усмотрению. Он может пойти гулять, делать что-то, что нравится (собирать «Лего», к примеру) или поиграть в планшете. Так он поймет, что может сам занимать себя и научится управлять своим временем. Поверьте, когда ребенку предлагают варианты и принимают его выбор, он не всегда утыкается в экран. А вот если слышит пассивно-агрессивное: «Опять сидишь! Лучше гулять бы пошел!», то ему хочется сжаться, стать невидимым и сбежать подальше — в Сеть.
— Да, можно ограничивать время, ставить возрастные фильтры (если у вас это работает, и вы это умеете). Но при этом важно, чтобы ребенок знал, какие опасности может встретить в интернете, не боялся обратиться за помощью к вам если его что-то насторожило или испугало. Очень важно вести политику сотрудничества, а не жестких запретов. Ведь дом — это не единственное место, откуда ребенок может выйти в Интернет.
2— Использовать гаджеты как поощрение и наказание — спорный опыт. С одной стороны, у многих это единственный рычаг управления ребенком, а с другой стороны, лишая и награждая, мы только увеличиваем ценность того, что, по факту, хотим ограничить, придаем огромную значимость девайсам. Запретный плод сладок, а книжки, которые читаются ради 30 минут игры-онлайн, теряют ценность и не оставляют следа в душе. Но можно договориться на других выгодных условиях.
Приходите, будем планировать перемирие вместе.
Оригинал Вконтакте.
Фото:Из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1047921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
88718 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
77518 ноября 2024
Выбор редакции
7751568
Записи автора
Секреты легкой подготовки к школе: что НЕ нужно делать перед 1 сентября
52922 августа 2024
Хорошие новости про злобного критика
58515 августа 2023
105622 октября 2022
Привычка чувствовать себя счастливым
110120 октября 2022
Знают ли дети, что хотят, когда выбирают свой жизненный путь?
135020 октября 2022
Спрыгнуть с высотки я не смогла...
99817 октября 2022
101107 октября 2022
Правила поддержки: пять шагов к ребёнку
109330 сентября 2022
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии