«И родина щедро поила меня...»

Нет, не берёзовый сок пьют герои спектакля «Заповедник» — его привёз на фестиваль «ЛиТЕрАТуРа» Московский драматический театр имени Пушкина.

158529 октября 2021
«И родина щедро поила меня...»

Персонажи повести Довлатова, которую инсценировал и поставил Игорь Теплов, употребляют, кажется, всё, кроме чая да берёзового сока.

В спектакле два места действия: музей-заповедник «Пушкинские горы» в Михайловском и соседняя деревня, где, приехав на лето поработать в заповеднике экскурсоводом, снимает угол у местного алкаша писатель Алиханов (Владимир Жеребцов), альтер-эго автора. Первое — цитадель интеллигенции, второе — край «народного духа». Сбежавший сюда из Ленинграда 70-х в надежде справиться с творческим кризисом, с «хандрой» из-за невозможности публиковаться, с личными проблемами писатель, объединяет эти миры: они становятся частью его мира и оказываются удивительно близкими.

1

Его одновременно ироничным и любящим взглядом мы видим героев и события. Вот сотрудницы музея, знакомящие посетителей с Пушкиным «по методичке». Вот «лучшие экскурсоводы» Потоцкий и Митрофанов (Александр Анисимов, Алексей Рахманов), от нереализованности «закладывающие за воротник» не хуже деревенских алкашей. Вот посетители музея-заповедника: экзальтированные дамочки, дисциплинированные пионеры, «образованцы», посещающие такие места «для галочки». А вот и сами деревенские жители: лесоруб-«дружбист» Миша (Владимир Майзингер) и его племянник Толик (Александр Кубанин). Все, все они, кажется, живут только ради того, чтобы уйти от реальности, кто — в заповедные пушкинские времена, кто — в запой.

Помогает этому перемещению из реального мира в идеальный и музыкальная ткань спектакля: каждое утро в заповеднике начинается с бодрой песни ВИА «Маленькие трагедии»: «У Лукоморья зелёный дуб, мяу-мяу!». Звучат хиты 70-х: и лирические, как про берёзовый сок, и мобилизующие на трудовые подвиги: «...для людей ты не жалей огня души своей...», — и подобные. Такой ход предложил художественный руководитель Пушкинского театра и этой постановки Евгений Писарев. Песни создают некий идеальный мир, к которому советский человек должен стремиться и даже, может быть, ощущать, что он уже там, в этом идеальном мире.

Неким контрапунктом этому выдуманному советской идеологией миру становится сам Пушкин, являющийся неожиданно, вроде, без повода, но именно тогда, когда Алиханову нужна поддержка...

Ещё одна линия спектакля — попытка Алиханова честно разобраться в самом себе, в отношениях с женой. Тут режиссёр использует интересный приём: на сцене могут одновременно быть «сегодняшние» Алиханов и его жена Татьяна (Анна Кармакова) и они же — совсем юные, в начальный период своих отношений (Кирилл Чернышенко и Вероника Сафронова). Вначале это воспринимается как «флэшбэки», воспоминания героя, но постепенно становится понятно, что диалоги с самим собой — его потребность. Дело доходит даже до «дуэли» двух Алихановых, не настоящей, конечно, а «онегинской», происходящей, лишь в хмельной голове героя. Но к себе он, пожалуй, требовательней, чем к окружающим. Поэтому и от окружающих ждёт (и не всегда дожидается) ответной снисходительности: «Взгляните на меня с любовью», — говорит он. Сам писатель именно так смотрит на нелепый позднесоветский мир.

И если не Алиханов, то Довлатов дождался ответной любви: теперь в деревне, где он когда-то жил и писал свой «Заповедник» — музей его имени. Экскурсией сюда и заканчивается спектакль. А Толик даёт интервью телевизионщикам, снимающим сюжет о «великом писателе». Жаль, родина умеет любить только мёртвых...

В нашей компании театралов - люди разных поколений. Сорокалетние восприняли спектакль как остроумную комедию нравов 70-х, а нам, «семидесяхнутым», стало как-то тоскливо: во времена нашей молодости родина щедро поила нас тоской застоя. Только ирония и спасала...

2

 

Оригинал в Facebook автора

Автор:Елена Петрова

Фото:С сайта teatrpushkin.ru

Теги:Театрфестиваль


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

53914 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

103207 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

1012105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

869203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх