Проклятие знания

Это когда нам кажется, что другой человек не может не понимать, о чем мы говорим. Ведь это элементарно! 

110007 ноября 2021
Проклятие знания

Речь не о «Черном камне», и Волан-де-Морт здесь ни при чем. Это самое «проклятье» существует в нашей с вами обыденной жизни. И самое главное подтверждение этому — непонимание между людьми: преподавателем и студентом, начальником и подчиненным, заказчиком и исполнителем, мужем и женой, родителем и ребенком. Это когда нам кажется, что другой человек не может не понимать, о чем мы говорим. Ведь это элементарно! Этими знаниями, по нашему мнению, должны обладать все.

— Ты что, совсем тупой или специально меня бесишь? Задание легче легкого! Что тут непонятного?
— Не прикидывайся, ты все прекрасно знаешь! Или тебе на пальцах объяснить?

1

Взрослые зачастую уверены в том, что ребенок хитрит и манипулирует. А на самом деле он прекрасно осведомлен о том, что от него требуется. Особенно в этом плане страдает какой-нибудь среднестатистический первоклассник. От него требуется быть столь же прилежным и сообразительным, как его родитель в своем детстве. По крайней мере, именно в этом он убеждает ребенка.

— Я всегда слушалась родителей! Мне даже в голову не приходило, что я могу им врать и изворачиваться как ты!

Как все обстоит на самом деле, и действительно ли ребенок все хорошо понимает и просто выводит нас из себя?

«Проклятие знания» — одна из ошибок мышления, касающаяся суждений, принятия решений и, как следствие, поведения. Термин ввел в обращение британский психолог Робин Хогард. Когнитивная ошибка заключается в том, что более информированным людям очень сложно рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей. Зная что-то, имея определенный интеллектуальный опыт, сложно вообразить, что кто-то может этой информацией не обладать.

Профессору сложно понять первокурсника, родителю — ребенка. И тот и другой более опытной половине кажется ленивым, нерасторопным и бестолковым. На самом деле всё обстоит несколько иначе.

Другой человек вовсе не обладает нашим багажом знаний. И даже если мы не раз объясняли что-то ребенку, не значит, что он это теперь знает. Родители хотели бы, чтобы так было. Мы мыслим из своего взрослого мозга, не имея представления о том, что происходит в детском. Думать, как ребенок получается не у всех. Поэтому волна непонимания между самыми близкими людьми в некоторых семьях растет, набирая силу.

Интересные метаморфозы происходят и с нашими детскими воспоминаниями. Понимание того, что память — штука находчивая, у многих есть. Если мы забываем какие-то детали, наш мозг услужливо «дорисовывает» нам недостающий пазл. Даже если такого и вовсе не было. К примеру, как-то встречаясь с бывшими однокурсницами, мы делились воспоминаниями о былом. Какого же было наше изумление, когда мы поняли, что все помнят совершенно разные ситуации и детали. Восстановить единую картину оказалось невозможным. Как будто не в одном институте учились! Кроме того, что все мы акцентировали внимание на чем-то своем, так мы ещё и «выросли» за это время, приобрели свой опыт, проложили определенные «тропинки» нейронных связей.

Так вот, уверенные, что в нашем детстве отродясь не было непослушания и вранья, мы мягко говоря лукавим. Но не специально. Просто будучи ребенком, мы воспринимали окружающий мир мозгом, пока еще находящимся в процессе созревания, и реагировали исходя из него. А вот достаем мы свои детские воспоминания из хранилищ памяти уже зрелого, качественно другого мозга. Получается, воспоминания достраиваются, дополняются нашим взрослым опытом. И отличить, что и вправду было, от того, как бы нам хотелось, чтобы было на самом деле, не представляется возможным.

2

Что с этим делать?

  • Помнить о возможности такой ошибки мышления. Все не могут знать то же, что и вы.
  • Приводите примеры из реальной жизни, не ограничивайтесь сухими фактами.
  • Старайтесь расшифровывать термины и просите человека пересказать услышанное своими словами.
  • Представляйте себя на месте своего собеседника. Старайтесь учитывать его позицию, возраст и уровень знаний.
  • Почаще напоминайте себе, что ребенок не может мыслить, как взрослый, но имеет право думать по-своему.

Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте. 

Автор:Елена Суворова

Фото:Скриншот видео

Теги:Психологияотношения


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 116 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 106 человек



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

378912 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

386911 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

388906 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3905203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх