Обаяние инфернальности
На спектакль Забайкальского краевого театра драмы, участвующего в фестивале «Достоевский. Точка. Омск», билеты разлетелись мгновенно. И это не удивительно: обладатели Пушкинской карты ринулись смотреть «Преступление и наказание», это же — по роману из школьной программы!
135612 ноября 2021
Организаторы фестиваля предложили гостям сыграть ещё один — дневной — спектакль, и билеты вновь раскупили в момент. Что ж, спектакль того стоит!
Сценография сразу погружает в атмосферу хаоса: сваленные в кучу стулья, какие-то полки, столы, лестница... Из этого, казалось бы, бесполезного нагромождения, в нужный момент извлекается необходимое.
1Но в начале — на авансцене, на фоне этого хаоса, железная кровать, на которой молодой человек проговаривает самому себе, возможно, прямо сейчас рождающиеся у него идеи о том, что есть люди «обыкновенные» и те, которым «всё позволено». Ну да, это Раскольников — похожий на поэта Бориса Рыжего актёр Эдуард Глушков. Во всём его облике уже с самого начала есть некая обречённость.
Хаос здесь и пространственный, и временной. Вот к сидящему на кровати, вроде бы, в своей каморке, Раскольникову подсаживается Мармеладов (Леонид Лехнер) с бутылочкой и рассказом о том, что «человеку некуда идти», о том, как Соня жертвует собой. И если Дуня, матушка Раскольникова или Марфа Петровна выглядят вполне как дамы 19-го века, то Разумихин или Лужин и сейчас затерялись бы в толпе «пиджаков». Порфирий так и вовсе на длинноволосого рокера похож. А Раскольников и Свидригайлов — в почти одинаковых, не обозначающих никакого времени плащах, разве что у бедного студента он поношенный и грязноватый, а у «солидного» Свидригайлова — новёхонький. Но, конечно, не только внешний знак — плащ — объединяет этих героев. На обоих — печать обречённости. Только Свидригайлов (Алексей Терёхин) уже осознал свою обречённость, приговорил себя к ней, а Раскольников — ещё нет.
Самый радикальный выход из времени — образ Сони: короткие пышные юбки, яркий жилет на белую блузу — а la солистка ансамбля немецкой песни и пляски. Что бы это значило? Что эта зараза — продавать себя, чтобы выжить — из проклятой Европы завезена? Но если так ставится вопрос, то суть Сони должна вырываться за рамки этой навязанной внешними обстоятельствами роли! Увы, этого не происходит. О Соне (Мария Резанова) мы больше узнаём от других персонажей, чем от неё самой. А она на сцене, кажется, лишь для движения сюжета. Куда живее здесь кухарка Настасья (Татьяна Куклина), едва ли не единственный человек, по-настоящему сочувствующий Раскольникову.
Хаосу «здешнего» мира противопоставлена гармония мира «иного»: и старуха-процентщица, и сестра её Лизавета, а затем и Мармеладов — уже там, где свет и белая скатерть, и чайный сервиз, и цветы... Чаёвничают да наблюдают за метаниями тех, кто ещё в юдоли земной. Поджидают их. И дожидаются. Вот и Марфа Петровна теперь с ними, и матушка Раскольникова...
Между этими двумя мирами существует Свидригайлов: то кружится в танце с Марфой Петровной (прекрасная Елена Зорина), то наблюдает за «небесным чаепитием»... И принять окончательное решение ему помогает вся эта компания, окружив доброй такой поддержкой. Выстрел — и он в небесной «Америке», где свет, чистота, красота. Гармония, одним словом.
Рассказать историю Родиона Раскольникова за полтора часа режиссёру Олегу Пермякову удаётся ещё и благодаря музыкально-пластическому решению спектакля. Сцены из романа соединяет музыкальная партитура, вовлекающая в свой ритм всех героев: они, пританцовывая, переходят из сцены в сцену. Благодаря музыке хаос, пусть на мгновения, но становится гармонией.
2Да, есть в этом спектакле обаяние инфернальности. Возможно, благодаря этому кто-то из обладателей Пушкинской карты даже захочет взять в руки книгу. Дай-то Бог!
Оригинал в Facebook автора.
Фото:С сайта teatr.chita.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
Чёрная клоунада о юных бандитах
11221 ноября 2024
17520 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
32018 ноября 2024
43515 ноября 2024
44614 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
51013 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
38112 ноября 2024
58708 ноября 2024
— депутат Государственной Думы
— омичка
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии