
Обаяние инфернальности
На спектакль Забайкальского краевого театра драмы, участвующего в фестивале «Достоевский. Точка. Омск», билеты разлетелись мгновенно. И это не удивительно: обладатели Пушкинской карты ринулись смотреть «Преступление и наказание», это же — по роману из школьной программы!
145212 ноября 2021
Организаторы фестиваля предложили гостям сыграть ещё один — дневной — спектакль, и билеты вновь раскупили в момент. Что ж, спектакль того стоит!
Сценография сразу погружает в атмосферу хаоса: сваленные в кучу стулья, какие-то полки, столы, лестница... Из этого, казалось бы, бесполезного нагромождения, в нужный момент извлекается необходимое.
1Но в начале — на авансцене, на фоне этого хаоса, железная кровать, на которой молодой человек проговаривает самому себе, возможно, прямо сейчас рождающиеся у него идеи о том, что есть люди «обыкновенные» и те, которым «всё позволено». Ну да, это Раскольников — похожий на поэта Бориса Рыжего актёр Эдуард Глушков. Во всём его облике уже с самого начала есть некая обречённость.
Хаос здесь и пространственный, и временной. Вот к сидящему на кровати, вроде бы, в своей каморке, Раскольникову подсаживается Мармеладов (Леонид Лехнер) с бутылочкой и рассказом о том, что «человеку некуда идти», о том, как Соня жертвует собой. И если Дуня, матушка Раскольникова или Марфа Петровна выглядят вполне как дамы 19-го века, то Разумихин или Лужин и сейчас затерялись бы в толпе «пиджаков». Порфирий так и вовсе на длинноволосого рокера похож. А Раскольников и Свидригайлов — в почти одинаковых, не обозначающих никакого времени плащах, разве что у бедного студента он поношенный и грязноватый, а у «солидного» Свидригайлова — новёхонький. Но, конечно, не только внешний знак — плащ — объединяет этих героев. На обоих — печать обречённости. Только Свидригайлов (Алексей Терёхин) уже осознал свою обречённость, приговорил себя к ней, а Раскольников — ещё нет.
Самый радикальный выход из времени — образ Сони: короткие пышные юбки, яркий жилет на белую блузу — а la солистка ансамбля немецкой песни и пляски. Что бы это значило? Что эта зараза — продавать себя, чтобы выжить — из проклятой Европы завезена? Но если так ставится вопрос, то суть Сони должна вырываться за рамки этой навязанной внешними обстоятельствами роли! Увы, этого не происходит. О Соне (Мария Резанова) мы больше узнаём от других персонажей, чем от неё самой. А она на сцене, кажется, лишь для движения сюжета. Куда живее здесь кухарка Настасья (Татьяна Куклина), едва ли не единственный человек, по-настоящему сочувствующий Раскольникову.
Хаосу «здешнего» мира противопоставлена гармония мира «иного»: и старуха-процентщица, и сестра её Лизавета, а затем и Мармеладов — уже там, где свет и белая скатерть, и чайный сервиз, и цветы... Чаёвничают да наблюдают за метаниями тех, кто ещё в юдоли земной. Поджидают их. И дожидаются. Вот и Марфа Петровна теперь с ними, и матушка Раскольникова...
Между этими двумя мирами существует Свидригайлов: то кружится в танце с Марфой Петровной (прекрасная Елена Зорина), то наблюдает за «небесным чаепитием»... И принять окончательное решение ему помогает вся эта компания, окружив доброй такой поддержкой. Выстрел — и он в небесной «Америке», где свет, чистота, красота. Гармония, одним словом.
Рассказать историю Родиона Раскольникова за полтора часа режиссёру Олегу Пермякову удаётся ещё и благодаря музыкально-пластическому решению спектакля. Сцены из романа соединяет музыкальная партитура, вовлекающая в свой ритм всех героев: они, пританцовывая, переходят из сцены в сцену. Благодаря музыке хаос, пусть на мгновения, но становится гармонией.
2Да, есть в этом спектакле обаяние инфернальности. Возможно, благодаря этому кто-то из обладателей Пушкинской карты даже захочет взять в руки книгу. Дай-то Бог!
Оригинал в Facebook автора.
Фото:С сайта teatr.chita.ru
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 30 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 174 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 18 августа 2025 года
65917 августа 2025
Гороскоп на 20 августа 2025 года
61219 августа 2025
Гороскоп на 19 августа 2025 года
59818 августа 2025
Выбор редакции
909108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
109005 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
878402 августа 2025
31821412224
Записи автора
«Не сотвори себе кумира», — проповедует Чехов
21423 августа 2025
42015 августа 2025
Непридуманная, но мистическая история
55205 августа 2025
55124 июля 2025
71819 июля 2025
82811 июля 2025
«Все настолько серьёзно, что смешно»
101210 июля 2025
«А он, мятежный, просит бури!»
87009 июля 2025
— попутчица
— омичка
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии