«Острог наш стоял на краю крепости...»
Как переложить на язык театра «Записки из Мёртвого дома»? Возможно ли это инсценировать? Театр драмы Кузбасса привёз свой спектакль на театральный фестиваль «Достоевский. Точка. Омск» и доказал: возможно!
161813 ноября 2021
Хотя Достоевский и выдаёт себя за «издателя» записок некоего Горянчикова, всякий читатель понимает, что здесь описан его личный опыт пребывания в омском остроге. Отсюда — и «дневниковая» публицистичность повествования, и отсутствие единства сюжета, и пространные описания. Возможно ли это инсценировать? Театр драмы Кузбасса привёз свой спектакль на театральный фестиваль «Достоевский. Точка. Омск» и доказал: возможно!
Автор инсценировки и режиссёр этого спектакля Камран Шахмардан — гражданин мира: уроженец Азербайджана, он получил театральное образование в Швеции, создал свой театр в Финляндии, ставит спектакли в Эстонии, Швеции, в разных городах России — Петербурге, Новосибирске, Кемерово. При этом показанный в Омске спектакль получился очень русским, пропитанным народной культурой, а потому — ансамблевым. На сцене, порой, до тридцати человек, и все они умеют не затмевать, а поддерживать друг друга, «всем миром» создавать единый рисунок сценического действия.
1Сюжетной основой стали два фрагмента «Записок...»: «Акулькин муж» и параллелью ему - «Рассказ Баклушина»: две истории о любви, ревности, предательстве, гордыне доведших до преступления. Рассказывают их каторжане каторжанам, один из них — Достоевский (Антон Остапенко), да, здесь истории острожников слушает он, нет никакого Горянчикова. Слушает и переносится вместе с рассказчиками туда, где происходят трагические события.
Но начинается всё с острожных будней: перекличка, построение, выполнение команд надзирателя. «Запевай!», — и грянули каторжане: «По диким степям Забайкалья...». Народной песни здесь много: частушки на вечёрках да на свадьбе, арестантские, солдатские песни. «Народная» культура сливается с «высокой», когда звучит голос Шаляпина: «Было двенадцать разбойников, был Кудеяр атаман...». История раскаявшегося разбойника воодушевляет арестантов: «Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!».
Именно через песню здесь передаётся и вневременное: «Молодой жиган, молодой жиган начальничка просит...», — распевают арестанты, обращаясь к зрителям, что называется, с шапкой по кругу. Сегодня эта песня воспринимается как блатная, принесённая вернувшимися из лагерей в 50-60-е годы 20-го века. Пели её и Высоцкий, и Галич, и даже Окуджава. В вариантах этой поры подругой жигана становится... комсомолочка. А ведь в ранних вариантах она — дроля, цыганочка, молодая жена; сам герой-то «жульман», то казак, то солдат. Идут столетия, а история всё повторяется и повторяется. В общем: «От сумы да от тюрьмы...», — напоминает зрителям блатной «авторитет».
Да, вот такой неожиданный — и современный, и очень «достоевский» — спектакль.
Оригинал в Facebook автора.
Фото:С сайта kemdrama.ru и страницы facebook.com/kemdrama
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
99614 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
83415 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
Чёрная клоунада о юных бандитах
11121 ноября 2024
17320 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
31818 ноября 2024
43515 ноября 2024
44614 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
50913 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
38012 ноября 2024
58708 ноября 2024
— омичка
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии