Ставший яркой вехой в истории Омска театрального

Концовка ноября… Омск театральный вспоминает про легендарного российского режиссёра, который с серединки 1980-х и почти до окончания 20-го века был главным режиссёром Омского театра для детей и молодёжи (ТЮЗ), про режиссёра, который отметил бы 26-го ноября нынешнего года 75-летие со дня своего рождения… Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Рубанов /1946-2014/.

292725 ноября 2021
Ставший яркой вехой в истории Омска театрального

...Познакомились в середине 1980-х в Барнауле, на театральном фестивале-семинаре, куда я был приглашён как завлит Омского ТЮЗа. Рубанов тогда работал в Свердловском ТЮЗе. «На ты» перешли сразу. Хорошо помню, как по возвращении в Омск сказал актёру и заведующему труппой Игорю Абрамову: «Вот бы нам такого режиссёра! Потрясающая харизма: просто смотришь на него — и видишь, чувствуешь: он знает, чего он хочет, и он знает, как это сделать! И такое ощущение, что он видит — насквозь!»…

Я отлично понимаю, почему Дмитрий Астрахан приглашал Рубанова быть редактором своих фильмов: логика, вкус, высокоразвитое чувство Драматургии, Слова и Музыки (кстати, скрипкой и флейтой Рубанов владел почти виртуозно). И ещё вот это — видение НАСКВОЗЬ! (О, как харизматичен был Рубанов в одном из эпизодов фильма Алексея Германа «Трудно быть богом»!).

…В истории Омского ТЮЗа «рубановский период» — одна из ярких страниц. Пожалуй, так же, как «период Владимира Соколова» 1960-х, когда в театральной России уже начали синонимизировать наш ТЮЗ с понятием «Театр Соколова». В этом-то, наверное, всё и дело… Всё дело в том, что… Как бы сформулировать-то?.. Существует концептуальное утверждение, не раз озвученное многими деятелями театра: максимум полётно-творческого «главрежства» — семь лет. Дальше — либо уход в другой театр, либо строительство СВОЕГО театра. У Рубанова, начиная с начала 1990-х, — уже не продолжение истории ТЮЗа, уже не просто очередные спектакли, уже — СВОЙ театр. Другое дело, — когда это происходит изначально (театр Фоменко, театр Васильева, театр Афанасьева, театр Женовача и т.д.); но когда со СВОИМ театром начинаешь вписываться в продолжающуюся и имеющую свои традиции историю — конфликт, наверное, неизбежен…

…Нет, стоп! Я ни в коей мере не хочу касаться конфликтной ситуации Омского ТЮЗа на переломе веков, результатом которой стал уход Рубанова из театра. Это я просто сам для себя пытаюсь понять: может, действительно алгоритм для «периода» режиссёрской судьбы в одном театре — семь лет?... За первые полвека (с 1937-го) в Омском ТЮЗе сменилось 16 (!) главных режиссёров. Рубанов был первым, кто, блистательно пройдя первую семилетку, пошёл на «второй срок» (период его «главрежства» — 1986-2000)…

…Когда в 2014-м его не стало, — на странице в «Контакте» у бывшего ведущего актёра ТЮЗа Андрея Захаренко появились пронзительные слова прощания с режиссёром: «Моему Мастеру Владимиру Рубанову! Вечная память и Царствие небесное! Спасибо за ПРОФЕССИЮ!!! Буду помнить всегда Ваши советы... «Только партнёр!.. Вижу, слышу, оцениваю, реагирую!.. Не ври себе! Верь себе и партнёру!..». И ещё Андрей вспоминает совершенно убойно-ироничную афористику Рубанова: «Единственная убедительная причина неприхода на спектакль — это справка о смерти, и то — за три дня до спектакля»...

…О нём когда-нибудь будет создана книга воспоминаний. Не сомневаюсь. О нём, заслуженном деятеле искусств России Владимире Рубанове, окончившем и актёрский, и  режиссёрский факультеты ЛГИТМиКа, работавшем в театрах Риги, Кишинёва, Свердловска, Санкт-Петербурга… А главное — в Омске… И я вспоминаю «период Рубанова»… И позволяю себе «самоцитату» — фрагмент «Гекзаметра Судьбы» из книги «Крылатая судьба театра», изданной в 2012-м году к 75-летию Омского ТЮЗа:

…Мощный «рубановский» старт: «Пролетарская мельница счастья»,
и (в яркой форме «Театра в фойе») «Укрощенье строптивой»,
и «Одержимая» (Марка Галесника смелая пьеса).  
Словно ва-банк ТЮЗ пошёл, ставя остро вопросы, проблемы…
Далее Сидоров Саша, актёр, пишет пьесу «В Багдаде…» —
ставит Рубанов спектакль, и опять в кассе нету билетов!..

…А «за окном» — девяностые годы XX века.
ТЮЗ «держит планку»: энергия, поиск, азарт и победы!..
«Десятилетка» — как творческий вихрь! Фестивали, гастроли:
Алма-Ата и Свердловск, «Новосиб», Оренбург и Воронеж;
в ТЮЗе впервые «окошко в Европу» прорублено было
(это Италия, это Болгария, Турция, Польша).

На постановках — «загран»-режиссёры, средь них — Ютта Шуберт,
Ханс Трентельман и Вигáно… А вскоре в «Цилиндре» Филиппо
омская труппа играла в альянсе с французским актёром —
с áленом Сеско-Резья́… Всё и вправду — как вихрь событийный:.
«Золушка», «Ви́шневый сад», «Сердце», «Урфин», «Алёша», «Ути́нка»…
«И приближался миллениум…» — будущий скажет историк…

Ниже — несколько фотографий знаковых «рубановских» омских спектаклей: «Вишневый сад», «Алёша», «Цилиндр», «Утиная охота» … Помните?..

«Вишневый сад», 1991

«Алеша», 1995

«Цилиндр», 1996

«Утиная охота», 1997

…«У него был гамбургский счёт и по отношению к артистам, и по отношению к своей работе, — вспоминал в одном из интервью заслуженный артист России, бывший ведущий актёр Омского ТЮЗа Сергей Оленберг, считающий «Ути́нку» («Утиную охоту») лучшим спектаклем Рубанова. — Кредо Владимира Александровича: «Если всё будет хорошо, — мы получим праздник Театра. А если всё будет плохо, — мы получим просто хороший спектакль». Мы к нему относились как к безоговорочному авторитету, а он своё право на это ежедневно доказывал. В собственной же неправоте сам всегда признавался».

…Да, о нём, «театральном Акеле», непременно будет создана книга воспоминаний. О Мастере, строящем драматический театр (тогда и в программках начало появляться: «Омский драматический театр для детей и молодёжи»). О Мастере с драматической судьбой… И вспоминать Владимира Рубанова будут десятки, сотни талантливых людей — актёров, композиторов, художников, режиссёров.

«Он обладал редким даром — собрать вокруг себя талантливых людей, — говорит композитор Сергей Долгушин, написавший музыку ко многим спектаклям Рубанова. — А ещё — умение общаться с людьми, умение добиваться того, что ему нужно. Иногда это бывало на «повышенных тонах», но артисты на него никогда не обижались. Потому что он был Мастер. Я бы даже так сказал: Мастер высшей пробы!..».

…Листаю домашний альбом. Несколько эксклюзивных фотографий с французским «уклоном». Снимки сделаны во Франции, куда Владимир Рубанов и директор ТЮЗа Валентина Соколова были приглашены для участия в работе 12-го Всемирного конгресса АССИТЕЖ (моя жена Наташа принимала участие в этой поездке как переводчик).

…Перебираю программки спектаклей. Вспомнился (да и не забывался) 1992-й. Мне передали записку от Рубанова (я в то время уже не работал в ТЮЗе): мол, срочно нужна помощь — стихи к песням для спектакля «Золушка». Встретились, переговорили. Володя коротко и чётко рассказал о концепции спектакля. В общем, уже через пару недель я пришёл к нему с песенным «блоком». Замечаний у Рубанова не было. А когда расставались, он вдруг как-то грустно (печально даже) сказал: «А самое большое тебе спасибо — за песню-монолог Золушки, за Время, которое превращается в золу…»

Вот эти строчки из песни:

Где вы, добрые люди?
                    Или нет вас в помине?
Или все вы сегодня
                    собрали́сь на балу?..
Моё грустное Время
                    уголёчком в камине
Потихоньку сгорает,
                    превращаясь в  золу…

 

P.S. И ещё — фрагмент из интервью Владимира Рубанова, которое он дал газете «Димитровград» в 2010 году. Как будто сегодня сказано:

 «…Вот опять: «Модернизация страны, рывок в развитии…» Но без развития Культуры эти планы реализовать не получится. Хочу привести простой пример. В Финляндии после развала СССР разразился настоящий кризис. Но в короткое время страна вышла на самые передовые позиции в Европе. А когда стали анализировать причины подъёма Финляндии, то выяснилось: каждый второй финн занимается хоровым пением, а каждый третий играет в любительских театрах. То есть они зарядили нацию на культурное развитие общества — и получили всестороннее развитие страны.
…Нам всем жизненно необходимо помнить, что мы – наследники не только Великой Победы, но и великой Культуры».

Автор:Сергей Денисенко

Фото:из архивов Омского ТЮЗа и личного архива автора

Теги:Владимир РубановпамятьтеатрТЮЗ


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

15521 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

13022 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

909104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3289114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4315210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6148106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1037312 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх