Ставший яркой вехой в истории Омска театрального

Концовка ноября… Омск театральный вспоминает про легендарного российского режиссёра, который с серединки 1980-х и почти до окончания 20-го века был главным режиссёром Омского театра для детей и молодёжи (ТЮЗ), про режиссёра, который отметил бы 26-го ноября нынешнего года 75-летие со дня своего рождения… Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Рубанов /1946-2014/.

309325 ноября 2021
Ставший яркой вехой в истории Омска театрального

...Познакомились в середине 1980-х в Барнауле, на театральном фестивале-семинаре, куда я был приглашён как завлит Омского ТЮЗа. Рубанов тогда работал в Свердловском ТЮЗе. «На ты» перешли сразу. Хорошо помню, как по возвращении в Омск сказал актёру и заведующему труппой Игорю Абрамову: «Вот бы нам такого режиссёра! Потрясающая харизма: просто смотришь на него — и видишь, чувствуешь: он знает, чего он хочет, и он знает, как это сделать! И такое ощущение, что он видит — насквозь!»…

Я отлично понимаю, почему Дмитрий Астрахан приглашал Рубанова быть редактором своих фильмов: логика, вкус, высокоразвитое чувство Драматургии, Слова и Музыки (кстати, скрипкой и флейтой Рубанов владел почти виртуозно). И ещё вот это — видение НАСКВОЗЬ! (О, как харизматичен был Рубанов в одном из эпизодов фильма Алексея Германа «Трудно быть богом»!).

…В истории Омского ТЮЗа «рубановский период» — одна из ярких страниц. Пожалуй, так же, как «период Владимира Соколова» 1960-х, когда в театральной России уже начали синонимизировать наш ТЮЗ с понятием «Театр Соколова». В этом-то, наверное, всё и дело… Всё дело в том, что… Как бы сформулировать-то?.. Существует концептуальное утверждение, не раз озвученное многими деятелями театра: максимум полётно-творческого «главрежства» — семь лет. Дальше — либо уход в другой театр, либо строительство СВОЕГО театра. У Рубанова, начиная с начала 1990-х, — уже не продолжение истории ТЮЗа, уже не просто очередные спектакли, уже — СВОЙ театр. Другое дело, — когда это происходит изначально (театр Фоменко, театр Васильева, театр Афанасьева, театр Женовача и т.д.); но когда со СВОИМ театром начинаешь вписываться в продолжающуюся и имеющую свои традиции историю — конфликт, наверное, неизбежен…

…Нет, стоп! Я ни в коей мере не хочу касаться конфликтной ситуации Омского ТЮЗа на переломе веков, результатом которой стал уход Рубанова из театра. Это я просто сам для себя пытаюсь понять: может, действительно алгоритм для «периода» режиссёрской судьбы в одном театре — семь лет?... За первые полвека (с 1937-го) в Омском ТЮЗе сменилось 16 (!) главных режиссёров. Рубанов был первым, кто, блистательно пройдя первую семилетку, пошёл на «второй срок» (период его «главрежства» — 1986-2000)…

…Когда в 2014-м его не стало, — на странице в «Контакте» у бывшего ведущего актёра ТЮЗа Андрея Захаренко появились пронзительные слова прощания с режиссёром: «Моему Мастеру Владимиру Рубанову! Вечная память и Царствие небесное! Спасибо за ПРОФЕССИЮ!!! Буду помнить всегда Ваши советы... «Только партнёр!.. Вижу, слышу, оцениваю, реагирую!.. Не ври себе! Верь себе и партнёру!..». И ещё Андрей вспоминает совершенно убойно-ироничную афористику Рубанова: «Единственная убедительная причина неприхода на спектакль — это справка о смерти, и то — за три дня до спектакля»...

…О нём когда-нибудь будет создана книга воспоминаний. Не сомневаюсь. О нём, заслуженном деятеле искусств России Владимире Рубанове, окончившем и актёрский, и  режиссёрский факультеты ЛГИТМиКа, работавшем в театрах Риги, Кишинёва, Свердловска, Санкт-Петербурга… А главное — в Омске… И я вспоминаю «период Рубанова»… И позволяю себе «самоцитату» — фрагмент «Гекзаметра Судьбы» из книги «Крылатая судьба театра», изданной в 2012-м году к 75-летию Омского ТЮЗа:

…Мощный «рубановский» старт: «Пролетарская мельница счастья»,
и (в яркой форме «Театра в фойе») «Укрощенье строптивой»,
и «Одержимая» (Марка Галесника смелая пьеса).  
Словно ва-банк ТЮЗ пошёл, ставя остро вопросы, проблемы…
Далее Сидоров Саша, актёр, пишет пьесу «В Багдаде…» —
ставит Рубанов спектакль, и опять в кассе нету билетов!..

…А «за окном» — девяностые годы XX века.
ТЮЗ «держит планку»: энергия, поиск, азарт и победы!..
«Десятилетка» — как творческий вихрь! Фестивали, гастроли:
Алма-Ата и Свердловск, «Новосиб», Оренбург и Воронеж;
в ТЮЗе впервые «окошко в Европу» прорублено было
(это Италия, это Болгария, Турция, Польша).

На постановках — «загран»-режиссёры, средь них — Ютта Шуберт,
Ханс Трентельман и Вигáно… А вскоре в «Цилиндре» Филиппо
омская труппа играла в альянсе с французским актёром —
с áленом Сеско-Резья́… Всё и вправду — как вихрь событийный:.
«Золушка», «Ви́шневый сад», «Сердце», «Урфин», «Алёша», «Ути́нка»…
«И приближался миллениум…» — будущий скажет историк…

Ниже — несколько фотографий знаковых «рубановских» омских спектаклей: «Вишневый сад», «Алёша», «Цилиндр», «Утиная охота» … Помните?..

«Вишневый сад», 1991

«Алеша», 1995

«Цилиндр», 1996

«Утиная охота», 1997

…«У него был гамбургский счёт и по отношению к артистам, и по отношению к своей работе, — вспоминал в одном из интервью заслуженный артист России, бывший ведущий актёр Омского ТЮЗа Сергей Оленберг, считающий «Ути́нку» («Утиную охоту») лучшим спектаклем Рубанова. — Кредо Владимира Александровича: «Если всё будет хорошо, — мы получим праздник Театра. А если всё будет плохо, — мы получим просто хороший спектакль». Мы к нему относились как к безоговорочному авторитету, а он своё право на это ежедневно доказывал. В собственной же неправоте сам всегда признавался».

…Да, о нём, «театральном Акеле», непременно будет создана книга воспоминаний. О Мастере, строящем драматический театр (тогда и в программках начало появляться: «Омский драматический театр для детей и молодёжи»). О Мастере с драматической судьбой… И вспоминать Владимира Рубанова будут десятки, сотни талантливых людей — актёров, композиторов, художников, режиссёров.

«Он обладал редким даром — собрать вокруг себя талантливых людей, — говорит композитор Сергей Долгушин, написавший музыку ко многим спектаклям Рубанова. — А ещё — умение общаться с людьми, умение добиваться того, что ему нужно. Иногда это бывало на «повышенных тонах», но артисты на него никогда не обижались. Потому что он был Мастер. Я бы даже так сказал: Мастер высшей пробы!..».

…Листаю домашний альбом. Несколько эксклюзивных фотографий с французским «уклоном». Снимки сделаны во Франции, куда Владимир Рубанов и директор ТЮЗа Валентина Соколова были приглашены для участия в работе 12-го Всемирного конгресса АССИТЕЖ (моя жена Наташа принимала участие в этой поездке как переводчик).

…Перебираю программки спектаклей. Вспомнился (да и не забывался) 1992-й. Мне передали записку от Рубанова (я в то время уже не работал в ТЮЗе): мол, срочно нужна помощь — стихи к песням для спектакля «Золушка». Встретились, переговорили. Володя коротко и чётко рассказал о концепции спектакля. В общем, уже через пару недель я пришёл к нему с песенным «блоком». Замечаний у Рубанова не было. А когда расставались, он вдруг как-то грустно (печально даже) сказал: «А самое большое тебе спасибо — за песню-монолог Золушки, за Время, которое превращается в золу…»

Вот эти строчки из песни:

Где вы, добрые люди?
                    Или нет вас в помине?
Или все вы сегодня
                    собрали́сь на балу?..
Моё грустное Время
                    уголёчком в камине
Потихоньку сгорает,
                    превращаясь в  золу…

 

P.S. И ещё — фрагмент из интервью Владимира Рубанова, которое он дал газете «Димитровград» в 2010 году. Как будто сегодня сказано:

 «…Вот опять: «Модернизация страны, рывок в развитии…» Но без развития Культуры эти планы реализовать не получится. Хочу привести простой пример. В Финляндии после развала СССР разразился настоящий кризис. Но в короткое время страна вышла на самые передовые позиции в Европе. А когда стали анализировать причины подъёма Финляндии, то выяснилось: каждый второй финн занимается хоровым пением, а каждый третий играет в любительских театрах. То есть они зарядили нацию на культурное развитие общества — и получили всестороннее развитие страны.
…Нам всем жизненно необходимо помнить, что мы – наследники не только Великой Победы, но и великой Культуры».

Автор:Сергей Денисенко

Фото:из архивов Омского ТЮЗа и личного архива автора

Теги:Владимир РубановпамятьтеатрТЮЗ


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 29 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 173 человека

























Блог-пост

Нина Жарый

— Путешественница на пенсии

Нина Жарый

— Путешественница на пенсии


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

13921 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

30219 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

58313 августа 2025

Валаам. Упрямство и послушание

Я тоже обрела смирение!

462112 августа 2025

Валаам. Поклонимся…

Удаленное место. Спокойное. Оконечность полуострова, окаймленная водами внутренних ладожских озер. Через пролив хорошо видна ферма. За деревьями виднеются плечи Владимирского скита.

60011 августа 2025

Стиль жизни

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

72829 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

155507 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

902104 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

2569223 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх