Чудо под Москвой
Утром 16 октября в Москве впервые за всю историю метрополитена его двери не открылись. Поступил приказ демонтировать и вывезти все оборудование. Уж если метро прекратило работу, подумали москвичи, значит, город обречен…
166407 декабря 2021
80 лет назад битва за Москву на полях Великой Отечественной войны достигла своего апогея и перелома. О Московской битве до сих пор продолжаются споры между историками, политиками и военными. Но почему это сражение вызывает такой интерес — ведь были же битвы и более масштабные? А тут дело не в количестве войск, участвовавших в боях, а в том, что успешное контрнаступление Красной Армии в начале декабря 1941 года выглядит и поныне каким-то «русским чудом». И еще — повышенный интерес к этой битвы в ее значении: советские войска отстояли столицу и сорвали планы блицкрига. Согласно плану «Барбаросса», война ведь должна была быть к этому времени уже закончена.
А «чудо» заключалось в том, что накануне контрнаступления в течение всей осени 1941 года военные действия на московском направлении складывались крайне неудачно для Красной Армии, и взятие Москвы частями вермахта всем казалось неминуемым. Отсюда и развязка этой битвы для многих явилась неожиданностью.
1Операция «Тайфун» по захвату Москвы началась 30 сентября. Немецким войскам противостояли три наших фронта: Брянский, Западный и Резервный. Оперативная плотность группировки советских войск была недостаточной: в среднем на один километр фронта приходилось всего 12 орудий и минометов. Остановить этими огневыми средствами танковые армады противника была невозможно. К тому же ощущался острый дефицит боеприпасов для артиллерии. Уже 2 октября Гитлер выпустил приказ, в котором он уверенно заявил: «Создана наконец предпосылка к последнему огромному удару, который ещё до наступления зимы должен привести к уничтожению врага. Сегодня начинается последнее большое, решающее сражение этого года!».
У фюрера, казалось бы, были все основания для такого заявления: к этому времени части 3-й танковой группы генерала Гота уже прорвали фронт на стыке 19-й и 30-й советских армий, а 4-я танковая группа генерала Гёпнера — в полосе обороны 43-й армии южнее Варшавского шоссе.
В окружение под Брянском попали 3-я, 13-я и 50-я советские армии: 27 дивизий, 2 танковые бригады, 19 артиллерийских полков РГК («Резерва Главного Командования), погиб командующий 50-й армией генерал-майор М.П.Петров. Сам командующий фронтом генерал Ерёменко был ранен и ночью на самолёте переправлен в Москву.
К исходу 7 октября оборона на дальних подступах к Москве фактически рухнула. В «котлах» или полуокружении на западном направлении оказалось 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК и управления 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий Западного и Резервного фронтов. Было окружено семь управлений армий (из 15 на направлении), 64 дивизии (из 95), 11 танковых бригад (из 13) и 50 артиллерийских полков РГК (из 64). Эти соединения и части входили в состав 13 армий и одной оперативной группы. До 11 октября окружённые войска предпринимали попытки прорваться. Всего под Вязьмой и Брянском в плен попало более 688 тыс. советских солдат и командиров, из окружения удалось выйти лишь около 85 тыс. В вяземском «котле» были пленены командующий 19-й армией генерал-лейтенант М.Ф.Лукин и генерал-майор С.В.Вишневский, погиб командующий 24-й армией генерал-майор К.И.Ракутин. Всего, за первые две-три недели боёв под Москвой Красная Армия лишилась до 1 млн человек, из которых около 688 тыс. человек пленными.
Таким образом, в короткое время все три фронта были разгромлены и фронт перед Москвой оказался оголенным. Это была, конечно, катастрофа.
15 октября Сталин, собрав у себя в кабинете членов Политбюро, объявил, что им всем нужно эвакуироваться из Москвы сегодня же, а сам он собирался отправиться на следующий день 16 октября.
В этот же день 15 октября Государственный комитет обороны СССР принимает постановление №801 «Об эвакуации столицы СССР Москвы»:
«Ввиду неблагополучного положения в районе Можайской оборонительной линии Государственный Комитет Обороны постановил:
21. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев (НКПС — т. Каганович обеспечивает своевременную подачу составов для миссий, а НКВД — т. Берия организует их охрану.)
2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также Правительство во главе с заместителем председателя СНК т. Молотовым (т. Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).
3. Немедля эвакуироваться органам Наркомата Обороны в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба — в Арзамас.
4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД — т. Берия и т. Щербакову произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также всего электрооборудования метро (исключая водопровод и канализацию).
Председатель Государственного Комитета Обороны СССР И. СТАЛИН»
Информация о том, что правительство покидает столицу, моментально распространилась среди москвичей. Утром 16 октября в Москве впервые за всю историю метрополитена его двери не открылись. Метро не работало. Поступил приказ демонтировать и вывезти все оборудование. Закрытые двери метро сами по себе внушали страх и панику. Метро — самое надежное транспортное средство и главное убежище во время ежедневных налетов авиации врага. Уж если метро прекратило работу, подумали москвичи, значит, город обречен…
И в городе началась паника. Первыми ринулись из столицы чиновники и начальники, у которых были автомобили личные и служебные. Люди, увидев, как на глазах у всех начальство грузит свое имущество и мчится за пределы города, сами бросились собирать пожитки и побежали на вокзалы. На улицах стали нападать на автомашины и захватывать их, вспыхнули драки за все передвижные средства. Начались грабежи складов и магазинов. Вокзалы оказались блокированными огромными массами народа. По улицам и дорогам, ведущим на восток, растянулись длинные колонны беженцев.
Особенно тревожило москвичей отсутствие официальной информации и молчание Сталина. А он, получив известие о панике, задумался. Ему стало совершенно понятно: если и он вслед за правительством уедет из Москвы - всё рухнет: паника перекинется в войска, и Москву уже тогда не удержать. Надо знать о колоссальном авторитете вождя у народа. Однозначно – ему было нельзя уезжать из столицы. Моральный фактор в войне – мощнейший фактор: павшие духом солдаты – не бойцы. И Сталин остался.
Пришлось ввести в городе «осадное положение». Это такой особый правовой режим, который считается самым крайним и жестким из всех чрезвычайных положений. Был введен комендантский час. Улицы Москвы стали патрулировать смешанные военные и милицейские патрули, которым было дано право не только задерживать паникеров и препровождать их в военные трибуналы, но и расстреливать провокаторов и мародеров на месте. И порядок в городе удалось восстановить.
Но угроза захвата столицы гитлеровцами оставалась. Огромную брешь в линии фронта шириной почти 500 километров казалось, было немыслимо залатать в короткие сроки. И Сталин спросил о шансах удержать город у командующего Западным фронтом генерала Г. Жукова. Тот твердо ответил, что у него в этом нет сомнений. «Это неплохо, что у вас такая уверенность» - сказал Сталин.
Мы привели описание этих сложнейших до ужаса обстоятельств для того, чтобы еще более контрастнее отразить это чудо под Москвой, которое началось 5-6 декабря 1941 года. Ведь откуда что взялось!? Гитлеровцы, опьяненные своими впечатляющими победами в октябре, уже решили, что дело сделано: Красная Армия разгромлена и не в состоянии защитить свою столицу. Разве можно в такие сжатые сроки сформировать новые дивизии и укомплектовать их артиллерией и танками?!
Последний бросок на Москву гитлеровцы предприняли в ноябре. После тяжёлых боёв немецкая 3-я танковая армия 23 ноября захватила Клин и 24 ноября — Солнечногорск. К 27 ноября немецкая 7-я танковая дивизия смогла форсировать канал Москва-Волга (последнее крупное препятствие на пути к Москве) и закрепиться на другом берегу. Расстояние от немецких позиций до Кремля составляло менее 35 км. На северо-западе от Москвы войска вермахта заняли Красную Поляну и вышли на расстояние чуть более 29 км от Кремля. В свои полевые бинокли немецкие офицеры могли разглядеть самые большие здания советской столицы.
Но силы немцев были на исходе. Всё более нарастающее сопротивление советских войск изматывало гитлеровских солдат и существенно уменьшало их численность. И именно рядовые солдаты первые почувствовали возможный крах наступления — это видно по их письмам и дневникам.
3А 5-6-го декабря Красная Армия перешла в контрнаступление. И с какими силами? По всем канонам тогдашней военной науки, в наступление можно было переходить, имея не менее, чем трехкратное преимущество в живой силе. А тут посмотрите расклад сил сторон. Всего советских войск на этом участке фронта было 720 тыс. человек, а у гитлеровцев — 800 тыс., у наших 8 тыс. орудий и минометов – у немцев 10400, танков у нас было 720 против 1000 немецких. И с таким «перевесом» Жуков и Конев дерзнули пойти в наступление. И победили, разгромив все противостоящие им гитлеровские части и соединения. Фронт был отброшен от Москвы на 100-250 километров.
Да, полностью стратегического перелома в войне Красной Армии достигнуть тогда не удалось. Это случится годом позже в Сталинграде. Но контрнаступление под Москвой имело важнейшее значение: была спасена столица, планы блицкрига провалились, наши бойцы и командиры научились побеждать противника, появилась уверенность в победе. После битвы за Москву специалисты за рубежом уже тогда твердо заявили: быстрой победы Гитлер не добился, а затяжную войну Германия проиграет. Так что победа под Москвой стала залогом успешной битвы за взятие Берлина.
Фото:диорама «Лобня. Наступление 06.12.1941 г.» заслуженного художника России Евгения Корнеева
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Изменяют все: и мужчины, и женщины. А причина тому...
134613 декабря 2024
Анатолий Скоромец: «Новый комплекс ГИДП словно симфонический оркестр»
102111 декабря 2024
1011111 декабря 2024
Выбор редакции
556988238159
Записи автора
145416 декабря 2021
«Я родился в 1938 году в Энгельсе. Младший брат умер еще в дороге…»
167125 ноября 2021
Хотите прослыть демократом — придумайте новые льготы для меньшинств
124016 ноября 2021
А антиваксеры — народ не безобидный
171025 октября 2021
Волхвы: первые служители религиозного культа на Руси
253408 октября 2021
133918 сентября 2021
Более жестокого правителя, чем вчерашний маргинал, трудно себе представить
2369131 августа 2021
— психолог
— журналистка
— Врач-сексолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии