...В связи с заявкой Москвы на проведение Экспо в 2030 году
Guess what, тоже поделюсь своими наблюдениями от Экспо в Дубае. Очень нестыдно за родину, но вот… в чем именно наш продукт — понятно не вполне.
171211 января 2022
В целом классная развлекуха, настоящий международный праздник, интересная архитектура — точно стоит посетить. Многие уже высказались, сформулирую тут несколько неархитектурных и отчасти профессиональных размышлений, в том числе в связи с заявкой Москвы на проведение Экспо в 2030 году.
1. Целевая аудитория — стремительно молодеет — кажется, что теперь это 12-16 лет: развлечения, геймификация, подача материала, экраны, ростовые куклы. В Милане в 2015-м все выглядело повзрослее. В этом, безусловно, есть туристическая логика и понятная польза для детей и подростков, которые узнают много нового, в том числе о существовании некоторых стран. Может быть, это результат национальных предпочтений — Дубай в целом развлекательный и блестящий довольно.
12. Типы павильонов — если грубо, то все павильоны можно разделить на три типа по темам: устойчивость и технологии (развитые страны), туризм и культура (открывающиеся страны Востока и Юга), промтовары и народные промыслы (небогатые страны). Плюс официальные павильоны, главные для большой тематической зоны выставки.
3. Россия — очень нестыдно за родину. Качественная архитектура, увлекательная и технологичная экспозиция про мозг и русских нейроученых, вал народу. Проблема, впрочем, в том, что Россия играет на поле развитых стран как продавец интеллектуальных продуктов (см. пункт 2), а в чем именно наш продукт — понятно не вполне. У европейских стран ответ простой — устойчивость. У нас такой дежурной темы нет. Возможно, России стоило бы больше рассказать о себе как о турнаправлении, о разнообразии и красоте, о людях. А этого я там как раз и не заметил, про страну как-то особенно ничего и не было, то есть, грубо говоря, это мог быть павильон любой другой богатой страны, только смени вывеску. Пришлось скучать по родине в павильоне Финляндии (сделанном, к слову, с аллюзией на айсберг), насмотревшись их полупроводников, развалиться в темном кинозальчике и смотреть фильм про почти русскую зиму и скупую северную природу.
4. Неудачи и скукота — официальные павильоны Экспо — Мобильность, Устойчивость, Возможности. Честно говоря, не понравился и павильон ОАЭ: тема создания эмиратов и развития Дубая не раскрыта. Официальные павильоны большие, богатые, но сделаны совсем уж для детей, слабоватый контент, официозный мессидж. К слову, у Экспо вроде бы есть стремление определить и выдержать общую тему, но в реальности это не особенно заметно: темы Экспо нет даже на официальном мерче, включая путеводитель по Экспо. С моей точки зрения, в этом отношении Миланское Экспо про еду (feeding the planet кажется) было очень понятно и интересно сформулировано, но профессионалы считают, что это слишком узкая тема для большого Экспо.
5. Открытие и восторг — павильоны стран глобального юга и боксы небогатых стран (если нет возможности строить отдельный павильон, стране выдается помещение во вполне симпатичных стандартных павильонах). Когда в павильонах-блокбастерах утомляешься от экранов и чувства неотвратимости наступления устойчивого будущего, очень приятно зайти в павильоны стран, о которых ты знаешь мало или слышишь в основном плохое.
6. В моем личном топе по интересности, качеству экспозиции, архитектуре, комбинации медиатехнологий и артефактов — Саудовская Аравия, Пакистан, Марокко. В этот раз заметны качественно, со вкусом сделанные павильоны стран, так сказать, находящихся вне периметра нашего традиционного внимания. Есть и отдельный кайф ходить в боксы совсем небогатых небольших стран. Это, как правило, лавка сувениров или выставка продукции, как, например, у всемирной пошивочной Бангладеша, но там, как правило, есть и попытка более широкого высказывания про страну. И это невероятно колоритно, выглядит очень неподдельно и, кажется, соответствует историческому духу Экспо как площадки. В целом от этого конкретного ближневосточного Экспо, возникает ощущение, что Восток, Азия и Африка находятся на подъеме (по крайней мере некоторые ключевые страны) и это вполне вдохновляющее чувство.
27. Общение и люди — одно из главных удовольствий международного ивента для меня, это возможность встретить настоящих людей из всех возможных стран мира, перекинуться ними парой слов: с неожиданно словоохотливой дамой из павильона Финляндии про дизайн-образование в стране, с кокни-дядечкой в британском павильоне про искусственный интеллект, с папуановогвинейцем про рынок сбыта их натуральной резины (шмат таковой лежит рядом в целлофане, решили не распаковывать, а то пахнуть будет). Этому же общению и погружению в ощущение страны вполне помогают рестораны национальной кухни в павильонах, где тебя обслуживают официанты из этих стран и можно перекинуться с ними парой слов на их родном языке. Но в целом кажется, что фактор личного общения здорово недооценен и недоиспользован на Экспо. Не знаю, насколько этому помогает деловая и культурная программа, но вряд ли это продумано для широкой публики. Тут есть о чем подумать — от каких-то непринужденных форматов для общения до тематических встреч и бесед: про образование, про бизнес, про культуру.
8. Принимающий город — Дубай — очень подходящее место для Экспо: очень международный город, в трех-четырех часах лета живет треть населения планеты, причем это и Африка, и Азия, и Ближний Восток, комфортная предсказуемая погода зимой и на полгода, город-отель, англоговорящий персонал, мощная девелоперско-строительная машина, дух нового и быстрорастущего города (то же, что и Экспо). Допускаю, что следующим в списке городам — от Осаки до Москвы — будет по разным причинам сложнее
9. Будущее Экспо — кажется, что есть интересные развилки как для формата экспо в целом, так и для конкретных стран и городов его проводящих: работать на широкую публику (как туристический аттракцион) или на профессиональную (если речь об отраслевых выставках, то тут хватает конкуренции, с другой стороны, например, в сфере технологий устойчивости такой площадки, видимо, нет), возможные новые роли и ниши Экспо — например, в закрытом на карантин мире она сработала как неожиданно востребованный симулятор международного туризма, или — не хочу уходить в пафос, — но все же некоторая площадка или даже институт развития, которая будет прицельно способствовать улучшению международных отношений, принятию конкретных решений, развитию технологий и отраслей, в том числе через долгосрочные программы. Наконец, география или геополитика: Дубай в большой степени сыграл как витрина поднимающегося глобального юга. А что в этом смысле сможет предложить Осака (my guess — голос стареющего человечества)? А Москва?
Оригинал в facebook автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
80416 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
753921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
70818 ноября 2024
Выбор редакции
16121
Глава консалтинговой компании Frontier, в прошлом — программный директор Московского урбанистического форума и АНО «Сколково Форум», директор проектов и преподаватель Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии