Про Матрицу-4

Фильм — интересный, актуальный и стоит того, чтобы потратить на него свое время! Но получить удовольствие от него можно при выполнении нескольких условий.

154913 января 2022
Про Матрицу-4

Ее еще мало кто видел, но разочарованных отзывов в интернете уже тьма. Причем странное дело: отзывы в Сети есть, а в соцсетях — практически нет. Многие мои знакомые из-за этого решили, что фильм не стоит их внимания. Возможно, они и правы. Но не из-за того, что фильм плохой, а по другой причине. Об этом расскажу ниже. Но сначала, дабы спойлеры ушли «под кат», выскажу свое мнение: фильм — интересный, актуальный и стоит того, чтобы потратить на него свое время! Но получить удовольствие от него можно при выполнении нескольких условий:

а) вы помните / смотрели предыдущие Матрицы;
б) вы не считаете Матрицы прежде всего крутыми боевиками;
в) вы любите мыслить самостоятельно. Всем остальным смотреть тоже не возбраняется — хотя бы для того, чтобы составить свое собственное мнение, но ваши впечатления, скорее всего, будут менее позитивными.

1

наташа, вставай, мы там все уронили

Я прочитал кучу негативных отзывов на разных сайтах, и понял, что все их писали люди довольно молодые. Те, кто считает трилогию про Матрицу культовым экшн-боевиком, а ее философию — в лучшем случае идеологической основой кибер-анархизма, в худшем — отражением классовой борьбы неомарксистов. Это те самые геймеры, что резались в онлайн-Матрицу последние 15 лет, примеряя на себя роль Нео, Морфеусов и Тринити. Тот офисный планктон, который был «разбужен» первой Матрицей от своих пубертатных интересов накануне Миллениума (и затем снова «усыплен» рутиной собственной жизни, слегка смягченной всевозможными конспирологическими теоремами). И конечно — те самые «активные кинозрители», которые фанатеют от марвелловских комиксов и выносят кинотеатральные кассы на премьерах очередных саг о супергероях. К слову, вышедший за неделю до Матрицы 4 кинокомикс «Человек-паук» собрал уже в 12 раз больше сборов: 106 млн долл vs 1,3 миллиарда!

Вот эти самые ценители анимированных экшнов, поставившие новому «пауку» 8,4 балла на Кинопоиске (такой рейтинг обычно у мультфильмов, подростковых сериалов и коммерческих «хитов» с кучей суперзвезд), и «уронили» рейтинг новой Матрицы до 5,9… И я их прекрасно понимаю: даже на фоне менее захватывающих эпопей последних 20 лет драчки в Матрице 4, как и прочие спецэффекты смотрятся архаично и неконкурентоспособно. В этом, пожалуй, самый большой минус «Воскрешения». Впрочем, драчек в фильме очень мало (ну а что вы хотели от 57-летнего Киану?!), так что об этом быстро забываешь. А если сначала пересмотреть трилогию, и только затем - 4-й фильм, то разницы вообще нет: да, в заглавном фильме братья Вачовски сильно потратились на анимацию и геймдизайн, но сами драки и там, и в 4-м фильме примерно одинаково поставлены. В 4-м просто совсем не на это сделан упор. И совсем по-другому ходят камеры. А люди – люди двигаются абсолютно так же. Тарантино скучает и зевает и там, и там – кровищи-то нет! Но каждому своё.

ожидание армагеддона

Но давайте о сути. Какими бы ни были конспирологические теории о смысле трилогии, и что бы сегодня о своем произведении ни говорили сами Вачовски, это всё софистика и казуистика. Мне интереснее рассмотреть фильм с антропологической и культурологической точки зрения. Всё же гениальные произведения всегда отражают цивилизацию в моменте, даже если рассматривают ее как бы сверху, Над. Данте в своей «Божественной комедии» описывает реальных своих знакомых. Пушкин в сказках обрисовывает тогдашний государственный строй со скрупулезной точностью. Все творцы вдохновляются тем, что видят в реальной жизни. Так и Матрица 1-3, являясь вымышленной вселенной, впитала и собрала все чаяния и страхи общества перед грядущим Миллениумом.

В трилогии люди живут под гнетом Искусственного интеллекта, поработившего цивилизацию. Вспомните, о чем были большинство фантастических фильмов 1990-2000-х годов, когда в обиходе стали появляться первые умные устройства, Интернет стал проникать в обычные квартиры по всему миру, появились новые электронные системы шпионажа, разведки, добычи информации. Люди тогда боялись, что ИИ, который имел пока что очень небольшие мощности и возможности, сможет так эволюционировать, что захватит власть над человечеством. Вопрос был только в источниках энергии для такого контроля. Вот создатели Матрицы и предложили свой вариант. Люди против машин. Против прогресса и технологий. Вполне себе стандартное противостояние технократов и почвенников. Пусть и в таком, апокалиптическом виде.

эпоха тиктока

Однако за эти 20 лет на планете все изменилось. Как раз благодаря развитию технологий. Теперь люди не боятся интернета, умные устройства лежат у каждого в кармане, а в мегаполисах — и сами дома теперь стали «умными». Теперь искусственный интеллект отвечает на голосовые и браузерные вопросы, ведет нас по маршруту, водит беспилотные автомобили и самолеты, изучает геологию Земли и просторы космоса и многое-многое другое. «Машины» стали частью нашей жизни, а для некоторых — и частью собственных организмов. Мы уже не можем жить без машин и ИИ. А машины — без нас. Никакой войны между видами не произошло. Все страхи, связанные с контролем, теперь направлены не на ИИ, а на тех, кто этот ИИ использует «по назначению». Вот в каком мире должна была появиться Матрица 4. И, как и прежде, всё это — метафизика места и времени в моменте - отражено в ней: сентиенты — умные машины – теперь друзья человека. Война окончена, и новые технологии есть как у машин, так и у людей. Причем умные настолько, что даже Программы могут выходить из Матрицы и обретать антропоморфный образ! Т.е. программу и человека в Матрице 4 уже почти не разъединить (чуть не сказал — не отличить).

2

Да, отдельные страхи у людей еще остались. Мы помним совсем недавние «виртуальные битвы», связанные с 5G или чипами. Да, эти страхи разделяют общественность и сейчас на «технократов» и «почвенников». Но что более интересно: Вачовски — сами представители того поколения, что верили в противостояние машин и людей. Частью своего сознания они еще там, в горниле третьей, аналоговой промреволюции. «Цифра» для них, может, и стала привычной, но изменившиеся социальные договоры – правила игры в виде цифровой, сетевой глобализации, публичности, мемности, нативности, мобильности – всё это для них чуждо и непонятно. Что нашло отражение в прекрасном монологе состарившегося и потрепанного Меровингена, еще 20 лет назад бывшего властителем информационного мира, а ныне – списанного за ненадобностью. Его функция в новом мире – рудимент: в эпоху глобальных соцсетей и «свободного интернета» уже никому не нужно платить за посредничество, за доступ к информации или ресурсам. Информация теперь стихийна и распространяется быстрее любого вируса. И Меровинген вопит в беззубой ярости: «У нас был стиль, а вы заменили это на тиктока-ютуба-вики-фейсбука гавно». А если вспомнить, что Вачовски еще несколько лет назад ругали общемировой тренд на сиквелы и приквелы известных франшиз, заявляя, что продолжать Матрицу было бы очень стремно, и смэтчить их слова с тезисами Меровингена, который тоже, мягко говоря, не в восторге от этого тренда, то можно утверждать, что большую часть своих потаенных страхов и эмоций по поводу прогресса и развития мировой культуры Вачовски вложили именно в этого персонажа.

избранный или иуда?

Впрочем, этот же персонаж (очевидно, являясь «закадровым голосом автора») заявил и то, что у картины будет спин-офф. Ок, никто и не сомневался.
Правда, у спин-оффа может быть весьма удручающая судьба. Дело в том, что пока Вачовски стебут коммерческий кинематограф, работающий сегодня исключительно под запросы зумеров и поздних миллениалов (как и вся e-commerce), фундаментальная основа их собственной франшизы — Киану Ривз, Нео — на днях встречался с представителями Марвелла и согласился войти в их вселенную одним из героев. Как тебе такое, Илон Маск? Пока еще это только медийные утки. Но если случится, то Матрицу ждет либо судьба того же приунывшего Меровингена, либо — пыльное место на марвелловской свалке, к Пифии не ходи. Однако не будем забегать вперед.

для избранных

Если основная дихотомия машины — люди устарела, то какой же главный фильмообразующий конфликт в 4-й Матрице? Всё верно, это — пассионарность сетевого сообщества и все сопутствующие хорошо нам с вами знакомые явления. Нео из трилогии боролся за то, чтобы освободить людей от гнета Матрицы. Но когда он спас мир, поля с «человеками-батарейками» остались. Зеон был разрушен. А в новом городе Ио не сказать, что сильно прибавилось людей. Почему так? Если мы вспомним первого «иуду» из Матрицы, который чуть не убил всех героев, то его монолог о «счастии в неведеньи» — всё ещё один из краеугольных камней. Теперь не один человек считает так, многие люди, получившие возможность выбора, отказались от пробуждения. И «боты», новые персонажи, появившиеся в фильме — это то, как видит Вачовски мир сегодня. Боты – это символ тех сетевых жителей, которые ведутся на любые маркетинговые активности, включаются во всевозможные марафоны, постят мемы и по любому поводу начинают строчить свои комментарии. Это уже даже не люди, это тривиальные программы без воли и интеллекта, которыми можно легко манипулировать, считает Вачовски. Поэтому боты так легко превращаются в «рой»: по команде они активируются на любой кипиш и даже без колебаний готовы разбиться оземь, превратившись в живые «бомбы» - лишь бы исполнить задачу. Это те самые «люди-функции», реальный психосоциальный феномен, о котором я много писал ранее.

Вообще, весь фильм напичкан олдскульной черной иронией и стёбом по поводу эпохи тотального маркетинга, определяющего поведение и мнения людей. Здесь и фокус-группы, по итогам которых определяются судьбы персонажей будущей игры (мы это, кстати, умеем делать: кому надо, обращайтесь!), и обсуждение мемов, фанатских гипотез, и пр. Матрица 4 — это вообще про дикий ржач (с толикой сожаления и печали) Вачовски над сильно отупевшей, на ее взгляд, сетевой общественностью. И немножко над собой, над своими героями и прежними идеями, над прежней серьезностью и пафосом. Чего только стоит эпизод, когда Нео, уже вернув себе Силу, пытается впервые взлететь – и не может, комично подпрыгивая на каких-то полметра… Множество смешных и очень смешных постмодернистских тегов – главное богатство этой серии. И именно поэтому оголтелая братия геймеров и марвелловских фанов, не представляющая свою жизнь без мемов, трендов, сториз, марафонов, роликов и комментариев, так жестко восприняла основной посыл Вачовски. Потому что это был именно «посыл». Кто ж будет радоваться, когда его шлют, да еще и за деньги, которые он отдал за билет? То еще удовольствие. Так что можно сказать, что Матрица 4 — это не кино про Избранного. Это кино ДЛЯ избранных. И это действительно «тру» и «олдскул» в самом позитивном смысле.

цифровой олимп

Еще одним символом времени у Вачовски становится создатель Матрицы. Если раньше это был бездушный, безэмоциональный Архитектор, которому однако были присущи не только логика и системность, но в определенном смысле честь и порядочность (вспомним их финальный разговор с Пифией), то в 4-й Матрице на смену Архитектору приходит Аналитик. На самом деле, ПсихоАналитик, но суть в переводе не сильно пострадала. Аналитик (которого играет Барни Стинсон, если вы понимаете, о чем я) — это уже не управленец в чистом виде, это «операционный менеджер», который включается во все локальные процессы, да и сам становится одним из персонажей созданной им вселенной. Аналитик разбирается в людях (Архитектору это казалось настолько мелким и ненужным, что он даже не пытался), копается в их мотивах и поведении, ставя эксперименты и получая большое удовольствие от «полевой работы». Аналитик — это недо-Мориарти, недо-злодей, упрощенная и утрированная версия героя тех же комиксов. Да и сам он теперь подчиняется «Им» — неким элитам, которых Архитектор никогда не упоминал. Он стоит на ступень ниже Архитектора в этой иерархической лестнице цифрового Олимпа. И, к тому же, является в какой-то мере компромиссом в игре элит: ведь он смог выторговать у них свое положение шантажом или еще каким-то хитрым способом. Это положение достаточно шаткое, но именно он — главный манипулятор, тактик, кукловод Матрицы, с кем Нео и Тринити начинают свою новую войну.
И хотя война с Аналитиком заканчивается едва ли не сразу же: ресурсов у него в разы меньше, чем были у Архитектора, — в фильме остается еще столько неоконченных сюжетных линий, что хватит явно не на один спин-офф! Например, кто же такие эти «Они», с кем договорился Аналитик? Как Они будут реагировать на разрыв контракта и появление новой силы, завладевшей Матрицей — Нео и Тринити? Ведь в 4-й Матрице Тринити, выстрадавшая через Колесо Сансары себе супер-способности, тоже становится Избранной: теперь они оба — демиурги, способные летать и менять физические законы под себя (и дело совсем не в фем-повестке, которую разглядели в этом повороте некоторые зрители: по мне, так он перекликается как с классическим произведением Ричарда Баха, так и с буддистскими идеями о Карме, одной из основ киноэпопеи). Ляжет ли новый расклад в планы таинственных элит, создавших всё? И если нет, то какая новая война грозит вселенной?

любовь в основе всего

Сама Вачовски, за год с небольшим потерявшая обоих родителей и еще кого-то из близких, без обиняков говорит о том, что главная идея фильма — про всесильную силу любви, которая возрождает к жизни и способна изменить мир. И да, эта сентиментальная линия действительно идет яркой нитью сквозь всю картину, что вызывает недовольство у менее романтичных марвелловских фанов, строчящих недовольные комменты о фильме. «Рой» гудит. Недаром Аналитик приказал Локдауну его запустить. Оценили шуточку, да?..

3

И всё же, любовь Нео и Тринити и в трилогии была главным источником всех происходивших изменений. Любовь была определяющей причиной, если говорить языком Меровингена. Всё остальное – следствия. Неудивительно, что в «мирное время», когда машины и люди перестали воевать, эта Причина и вышла на первый план. Она не взялась ниоткуда, она осталась, прошла сквозь огонь, воду, время, материю и медные трубы. И она же привела к новому взрыву, новому витку эволюции Матрицы и всей вселенной. Какому – узнаем, возможно, в следующей серии.

стеб и сарказм

Лана Вачовски снимала Матрицу 4 с новой командой и без своей сестры. Это очень заметно во многих технических деталях и некоторых перипетиях сюжета. Но это – эволюция, развитие, новый поворот. 18 лет — большой срок, и перемены как в киноязыке, так и в самоощущении Вачовски более чем ожидаемы. В каком-то смысле этот «киноязык» стал отдельным персонажем, что очень украсило картину. Это такое визуальное и интеллектуальное наслаждение: следить за мелкими деталями, тегами, которые расставляет Вачовски в кадре. Да, это совсем не новый ход, но от этого он не становится менее классным. Все эти названия («Симулатте» —чудесно!), отражения в зеркальных поверхностях, отсылки к предыдущим фильмам — весь визуал подобран очень здорово. И хотя длинных философских бесед, которыми славилась трилогия, стало заметно меньше, зато появились стебные сцены с очень смешными и не менее глубокими диалогами. Серьезность была символом 90-х, нынче продается стеб и сарказм. И эти стеб и сарказм очень неплохо вписались в Матрицу.

Я много еще о чем хотел рассказать: и о впечатлениях, и о символах, и о каких-то интересных фактах о фильме и его создании. Но, кажется, хватит многабукав, главное я, надеюсь, передал: фильм посмотреть стоит! Его хватит и на развлечение, и на игры разума. А если он вам не понравится, то ничего в этом страшного нет. Вот от слова совсем! Скорее всего, вы любите другие продукты кинематографа — марвелла, «звездные войны», «три биллборда» или «интерстеллар». Угадал?

 

Оригинал в Facebook автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

11621 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

894104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3255114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4250210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6111106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1034412 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх