Благоговенье перед жизнью
Уникальными, исполненными истинного благородства и величия души были все поступки этого человека. Если есть кто-то в XX веке, пред которым мне хочется преклонить колени, — это он, Альберт ШВЕЙЦЕР.
110217 января 2022
14 января 1875 года в Эльзасе в семье небогатого лютеранского пастора родился ребёнок, которому суждено было стать одним из самых необыкновенных людей минувшего века. Он, возможно, не был выдающимся музыкантом, хотя очень хорошо играл на органе, и его концерты проходили с большим успехом. Он не стал писателем с мировым именем, хотя одни названия его сочинений вызывают интерес и показывают, насколько был широк круг его интересов («Упадок и возрождение культуры», «Христианство и мировые религии», «Мировоззрение индийских мыслителей», «Культура и этика», «Иоганн Себастьян Бах», «Благоговение перед жизнью»…). Как врач он не провёл уникальных операций и не сделал открытий в медицине.
1Уникальными, исполненными истинного благородства и величия души были все поступки этого человека. Если есть кто-то в XX веке, пред которым мне хочется преклонить колени, — это он, Альберт ШВЕЙЦЕР.
Швейцер прожил длинную жизнь; он умер в 1965 году, девяностолетним. Я узнала о существовании этого человека в начале 70-х, когда в серии «ЖЗЛ» вышла книга о нем. Сейчас, спустя полвека, мне захотелось вновь перелистнуть, хотя бы бегло, страницы его биографии.
В биографических книгах о Швейцере я прочитала, что ещё в студенческие годы он дал себе «наказ»: до 30 лет «пожить для себя», занимаясь любимыми делами (музицированием, философией, теологией), а потом — «пожить для других». Наверное, юный Альберт тогда не вполне понимал, как он будет «служить людям», но вот мистика: именно в тридцатилетнем возрасте на его глаза попалась статья в газете, где он прочитал призыв протестантской миссии из Ганы оказать ей посильную помощь в виде пожертвований или волонтёрства (в этой стране, как и в других африканских странах, катастрофически не хватало врачей и медикаментов — местные жители умирали очень рано). Абсолютное большинство добрых людей ограничились бы перечислением денег на нужды африканцев. Но Швейцер задумал другое…
К тому времени он, закончив Страсбургский университет, где изучал философию, теологию и историю музыки, имел две докторские степени, стал директором теологического колледжа, писал и успешно издавал свои книги… А ещё он считался одним из лучших немецких органистов и даже конструктором органов, читал проповеди в храмах (где, кстати, и познакомился со своей будущей женой Еленой Бреслау, без которой, возможно, и не состоялся бы как филантроп)… Вполне благополучная и предсказуемая жизнь… Так нет же! Этот уже далеко не юный человек поступает на медицинский факультет того же Страсбургского университета, потому что считает, что в Африке нужны, в первую очередь, не проповедники, а врачи.
В 1913 году Швейцер получает степень доктора медицины, защитив диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса», и в том же году вместе с Еленой, окончившей к тому времени курсы медсестёр, уезжает в Африку, в провинцию Габон, которая в то время была французской колонией (напоминаю: Швейцер был немец, он родился и жил в землях Эльзас-Лотарингия, их в течение веков оспаривали и Германия, и Франция). Он поселяется в местечке Ламбарене, где исключительно на свои деньги, полученные от продажи книг и концертной деятельности, основывает клинику для местного населения.
Забегая вперёд, скажу, что этот госпитальный комплекс, начинавшийся с хижины, где Белый доктор принимал больных, взрослых и детей, существует и сегодня: он специализируется на тропических болезнях, имеет фонд в 150 койко-мест и примерно такую же численность сотрудников; но если век назад там работали исключительно европейцы, то сейчас — местные кадры.
2Итак, 1913-й, канун Первой Мировой. Не успели Швейцеры организовать клинику, куда потянулись толпы африканцев, как их арестовывают и депортируют в Европу, где они попадают в… куда бы вы думали? — в лагерь для военнопленных! Они же германские подданные, а Габон принадлежит Франции, с которой Германия воюет — вот «логика» действий власть предержащих. С 1916-го до конца войны эти совершенно мирные люди находятся в концлагере (вероятно, их считали шпионами — иначе как объяснить?), где и здесь оказывают медицинскую помощь товарищам по несчастью, а Альберт, пытаясь возродить в своей душе музыку, «играет» на доске, представляя, что это клавиатура.
К несчастью, от тяжелых условий содержания Елена заболевает туберкулезом, от которого страдает до конца жизни. В 1918 году Швейцеров обменивают на французских военнопленных, и они, наконец, на свободе. Альберт полон решимости уехать в ставший уже ему родным Габон, но… на какие средства? И к тому же надо спасать жену — во влажном экваториальном климате туберкулёз ее убьёт! И вот целых 6 лет он собирает деньги на поездку, «вербует» единомышленников и, наконец, отправляется в Ламбарене. Один, без жены, она в 1919 году родила дочь Рене, а здоровье ее оставляет желать лучшего…
В Ламбарене Швейцера встречают развалины, надо всё начинать с нуля…
И вот во вновь восстановленной клинике уже достаточный штат «белых» врачей и медсестёр (представляете, каким даром убеждения обладал Швейцер, что европейцы ехали за ним в сердце тогда ещё полудикой Африки!), им уже помогают обученные здесь же «чёрные», а Альберт вынужден всё больше заниматься административной работой, ведь для постройки новых корпусов, для приобретения современных медикаментов нужны деньги, деньги и деньги. За несколько десятилетий своей деятельности в Габоне — а Швейцер работал здесь до последнего дня своей жизни и похоронен в Ламбарене — он получил множество престижных премий, в том числе Нобелевскую премию мира (1952) и абсолютно все деньги вкладывал в своё детище. Он мотался между Африкой и Европой, где оставались Елена и подрастающая Рене (интересно, что она тоже родилась 14 января, прожила, как и отец, 90 лет, став гуманитарной активисткой и директором клиники отца, учредив стипендию имени Швейцера).
Вторая Мировая война явилась трагедией для Швейцера, как и для всех гуманистов мира, невзирая на их национальности. Его семья, спасаясь от нацистов, переехала в нейтральную Швейцарию, а сам Альберт жил и работал в своём Ламбарене. В 1957 году Елена умирает. Ее прах Альберт перевозит в Африку. Он проживет здесь ещё восемь лет, работая как врач и директор в своём родном госпитале, завещая похоронить себя рядом с любимой женой.
Это очень краткий, фрагментарный рассказ о жизни человека, каждый день которого был наполнен трудом и творчеством. Сегодня в больницу Швейцера и на его могилу в Габоне, ставшем еще при жизни доктора независимой республикой, приходят многочисленные туристы, его сочинения (а он написал более 30 книг) переиздаются, он стал легендой. Сам к тому нисколько не стремясь, он стал, как теперь модно говорить, «иконой стиля». И если ваш стиль жизни — помогать людям, близким и дальним, работать не покладая рук, не заботясь о собственном комфорте, один из ваших учителей, несомненно, Альберт Швейцер. Даже если вы не знали до сих пор о его жизни. Флюиды добра носятся в воздухе…
Оригинал в Facebook автора.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Изменяют все: и мужчины, и женщины. А причина тому...
134613 декабря 2024
Анатолий Скоромец: «Новый комплекс ГИДП словно симфонический оркестр»
102011 декабря 2024
1010111 декабря 2024
Выбор редакции
24012
Записи автора
174725 июля 2022
— психолог
— Коуч, психолог
— Врач-сексолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии