Главная Блог-пост Дмитрий Поминов Форсайт «Источники ресурсов для обучения ребенка и подготовки его к современному рынку труда»
Форсайт «Источники ресурсов для обучения ребенка и подготовки его к современному рынку труда»
Результаты второй встречи «Новая schola»
121804 февраля 2022
Суть: Государственное образование сейчас превратилось из отрасли, обслуживающей реальную экономику, в «вещь в себе».
В результате первого форсайта мы выяснили, что основная задача существующей системы государственного дошкольного и школьного образования = это передержка (занятость) ребенка и его «стандартизация». К дальнейшей жизни человека и его участию в конкуренции на рынке труда — школьное образование не имеет отношения вообще. С введением системы ЕГЭ главная цель школьного образования — это сдача ЕГЭ. При этом многие дети, успешно сдавшие ЕГЭ и поступившие в ВУЗ, испытывают трудности с учебой, сообразительностью и дальнейшим трудоустройством.
1То есть система «хорошо учись в школе и сдавай ЕГЭ — и все в жизни у тебя будет хорошо» — не работает.
ВУЗовское образование тоже к подготовке ребенка к конкуренции на рынке труда имеет отношение частично (цель ВУЗовского образования — это выдать диплом, а дальше сам интегрируйся в рынок труда. Ели ВУЗ сильный, это происходит, если средний или слабый — то не происходит).
Также мы выяснили, что субъектами-интересантами в создании из ребенка успешного человека, способного осуществлять деятельность, востребованную развивающимися рынками труда, в настоящее время являются:
- Родитель, семья — основное;
- Каста, сословие (частично, здесь полу-пассивная роль, сословие скорее готово в целом поддерживать какие-то системные решения и институты образования и само-воспроизводства);
- Конфессии (частично, там цель просто создать «сильного человека», он может как выйти на развивающийся рынок труда, так и не выйти);
- Государство (частично, в лице Минпрома и госкорпораций).
Существующее противоречие на рынке труда в сфере IT и других развивающихся рынках труда:
- Работодателю нужны готовые специалисты на рынке труда, он желает выбирать из имеющегося.
- Существующая система образования не готовит «готовых специалистов» для рынка труда.
Гипотеза: Получается, интересант, готовый инвестировать в создание нового работника = это только родитель ребенка? (бизнес готов учить и переучивать, но только взрослых и студентов. А что делать с детьми и подростками?)
Тема для обсуждения: Что приходит на смену системе государственного инвестирования в создание «нового работника» для развивающихся рынков труда?
Вопрос для обсуждения №1: С какого минимального возраста работодатель готов инвестировать в создание нового работника? Во что именно он готов инвестировать? Что он хочет получить? Какая была бы идеальная ситуация? А минимально жизнеспособная?
Проблемное место: Если раньше было понятно: все люди «принадлежат» государству, оно их учит, они потом на него и работают, то сейчас компания может инвестировать в подростка, а он уйдет работать к другому?
2Вопрос для обсуждения №2: Подросток с 12-14 лет готов работать, подрабатывать.
Есть ли способы включить подростка в деятельность компаний с 12-14 лет? Как это может быть сделано? Чтобы это была взаимная польза.
Вопрос для обсуждения №3: Какой должен быть «новый работник» — молодой человек, у которого хорошая, правильная «база», которого потом уже можно подучить чему-то и тп. Что это за «правильная база»?
Вопрос для обсуждения №4: За счет каких работников компании будут выигрывать в конкурентной борьбе в ближайшие 10-15 лет? Какие свойства, качества этих работников?
Результаты встречи
Результаты встречи оказались весьма интересными и неожиданными. В качестве экспертов-работодателей присутствовали собственники ИТ-компаний и представители государственных компаний. Изложенная ниже информация не претендует на истинность и объективность, это личные экспертные мнения участников форсайта.
Главный вопрос, который интересовал организаторов, звучал так: есть ли субъекты, кроме родителей/семьи ребенка, которые готовы инвестировать в развитие ребенка и подготовку его к конкурентному рынка труда.
Если коротко, ответ, который мы получили: нет.
В части случаев в развитие ребенка готовы инвестировать глобальные корпорации с последующим «присвоением» его себе и частичным лишением самостоятельности.
Кому интересна развернутая информация, можно читать дальше :)
Тезис 1: На смену понятию «профессия» в ИТ сфере приходит понятие «роль». Это функциональное понятие, включающее определенный набор компетенций и функций. Соответственно, если вы видите будущее своего ребенка в ИТ, готовьте его не к «профессии», а к «роли» (менеджер проектов, эксперт, аналитик, дизайнер, …)
3Тезис 2: Чиновники в таком количестве и качестве будут не нужны, идет цифровизация госаппарата. Соответственно, не имеет смысл идти учиться на «государственное и муниципальное упрвление» и подобные специальности. При этом «юристы» сохранятся, потому что «юрист» это не профессия, а роль.
Тезис 3: Будет увеличиваться число самозанятых, и будут развиваться отношения «заказчик = исполнитель» (а не «работник = работодатель»). Работники как исполнители будут не нужны — работу будут выполнять внешние исполнители. Внутри компаний будут нужны не работники, а функциональные «роли». Вывод: будет много конкурентных «исполнителей» с «профессиями», со средним небольшим заработком, и небольшое количество «работников-ролей» внутри компаний с бОльшими заработками.
Тезис 4: есть несколько глобальных трендов развития человечества, пока непонятно, кто победит.
Тренд №1: Общество торжества капитализма. Малое число сверхбогатых (0,5% населения Земли) + 5% обслуживающих людей (новый «средний класс») + 94,5% бедных.
В таком случае «образование» в современном смысле нужно только первым двум категориям. Нижнему классу не нужно будет даже уметь читать и писать — с помощью технологий дополненной реальности они смогут по алгоритмам выполнять любую низкоквалифицированную работу + получать гарантированный социальный доход, чтобы не было голодных бунтов. Соответственно первые два класса будут учиться по нормальным методикам, низший класс будет получать «удаленное псевдо-образование».
При этом сценарии для представителей части 5% «обслуживающих людей», занятых в научных разработках, создании нового, высококвалифицированных работах, глобальные корпорации будут формировать портреты требуемых специалистов, и в мировом масштабе отбирать их и забирать себе (оплачивать обучение, а затем в счет возврата оплаты за обучение заключать долгосрочные контракты).
Тренд №2: Общество пост-капитализма. Труд как способ самореализации талантов людей. В этом случае задача выявить и создать условия для развития талантов ребенка. Сама технология выявления и развития талантов может быть различной, главное — это «нащупать» талант и вовлечь ребенка/подростка в процесс творческого труда.
Тезис 5: Работодателям интересно вовлекать в деятельность только студентов начиная с 2-3 курса. Инвестировать в подростков не готовы (готовы «благотворительно» заниматься с подростками, но это вне контура реального производственного интереса).
Тезис 6: Подрабатывать подросткам можно на системах удаленного найма (выполнение работ по заказу через интернет), либо на неквалифицированных работах типа «курьера» или «общественный работы = высаживание цветочков на клумбах». Соответственно для вовлечения подростка в профессиональную трудовую деятельность возможен вариант использования сервисов поиска и выполнения удаленной работы/ либо привлечение к работе родителями/друзьями семьи. Других вариантов не нашли.
Тезис 7: Все эксперты выделили главное качество, требование к молодым работникам (которые претендуют на «роль» в компании): саморазвивающийся, заинтересованный в достижениях.
4Была выявлена общая проблема: дети среднего класса ленивы, родители и так все обеспечат. Вопрос смысла: зачем трудится, напрягаться?
Вывод: образовательным организациям необходимы техники работы со смыслами при образовании подростков.
Тезис 8: Для интеграцию в конкурентный рынок труда необходима роль «агента», «продюсера». Эту роль может выполнять только родитель/семья или сам ребенок. Родитель/семья также может «нанять» такого «агента».
Вывод: потребность в «агентах» есть, а предложения сейчас нет (можно сказать что «статусные» учебные заведения и есть отчасти такие «агенты», но только отчасти, без гарантии результата, скорее родители и дети думают, что статусный ВУЗ — это такой «агент», а сам ВУЗ так не думает)
Тезис 9: школьное образование в РФ в основе своей, по программе — достаточно качественное. Проблема может быть в исполнителях-учителях: хороший учитель — будет хороший результат для ребенка, плохой учитель — будет плохой результат.
Тезис 10: противоположен предыдущему (мнение другого эксперта). Школьное образование сильно перегружено ненужными знаниями, нужно давать общую для всех небольшую базу знаний и концентрироваться на развитии конкретных талантов ребенка.
Тезис 11: Частные школы не дают никакой добавленной ценности в плане качества образования и подготовки ребенка к конкурентному рынку труда. Они дают сервис для родителя в плане удобства, сервис для ребенка в плане удобства, но результата, отличного от обычной школы, они не дают, так как работают по такой же системе как и обычные школы.
Тезис 12: Необходимые качества «новых сотрудников»: способность к кооперации, когнитивные способности, ответственность, желание.
Тезис 13: Дети не хотят учиться, потому что это «немодно» — модно быть «тиктокером». Это убивает смысл учиться у детей. Необходимо работать со смыслами тем, кто занимается образованием детей
Тезис 14: Интересантом в качественном образовании, кроме родителей и семьи, станут «профессиональные гильдии» = юристов, программистов, медиков и т.п. Эти сословия будут в своих интересах создавать учебные заведения для своих детей.
Тезис 15: Кроме родителя, интересантом в подготовке ребенка к конкурентному рынку труда может быть сам ребенок, если будет видеть для себя смысл в этом.
Оригинал в Facebook автора.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»
15822208 декабря 2024
Гороскоп на 9 декабря 2024 годы
88208 декабря 2024
Выбор редакции
559261422
Исполнительный директор «Международного института стратегического проектирования», кандидат политических наук, разработчик авторского метода «Система Оптимум»
Записи автора
Что такое «воспитание» в идеале?
36222 августа 2024
Образ будущего. Как будет выглядеть адекватная система образования детей второй четверти 21 века
46931 июля 2024
Модель постиндустриальной школы
140815 февраля 2022
Форсайт «Новые технологии образования и обучения»
142707 февраля 2022
Результаты первой встречи Форсайта «Новая schola»
121504 февраля 2022
Как учат робототехнике в Омске
177011 апреля 2018
О качестве детских развивающих клубов и робототехнике
175923 марта 2018
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— Поэтесса
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии