Форсайт «Источники ресурсов для обучения ребенка и подготовки его к современному рынку труда»

Результаты второй встречи «Новая schola»

121804 февраля 2022
Форсайт «Источники ресурсов для обучения ребенка и подготовки его к современному рынку труда»

Суть: Государственное образование сейчас превратилось из отрасли, обслуживающей реальную экономику, в «вещь в себе».

В результате первого форсайта мы выяснили, что основная задача существующей системы государственного дошкольного и школьного образования = это передержка (занятость) ребенка и его «стандартизация». К дальнейшей жизни человека и его участию в конкуренции на рынке труда — школьное образование не имеет отношения вообще. С введением системы ЕГЭ главная цель школьного образования — это сдача ЕГЭ. При этом многие дети, успешно сдавшие ЕГЭ и поступившие в ВУЗ, испытывают трудности с учебой, сообразительностью и дальнейшим трудоустройством.

1

То есть система «хорошо учись в школе и сдавай ЕГЭ — и все в жизни у тебя будет хорошо» — не работает.

ВУЗовское образование тоже к подготовке ребенка к конкуренции на рынке труда имеет отношение частично (цель ВУЗовского образования — это выдать диплом, а дальше сам интегрируйся в рынок труда. Ели ВУЗ сильный, это происходит, если средний или слабый — то не происходит).

Также мы выяснили, что субъектами-интересантами в создании из ребенка успешного человека, способного осуществлять деятельность, востребованную развивающимися рынками труда, в настоящее время являются:

  • Родитель, семья — основное;
  • Каста, сословие (частично, здесь полу-пассивная роль, сословие скорее готово в целом поддерживать какие-то системные решения и институты образования и само-воспроизводства);
  • Конфессии (частично, там цель просто создать «сильного человека», он может как выйти на развивающийся рынок труда, так и не выйти);
  • Государство (частично, в лице Минпрома и госкорпораций).

Существующее противоречие на рынке труда в сфере IT и других развивающихся рынках труда:

  1. Работодателю нужны готовые специалисты на рынке труда, он желает выбирать из имеющегося.
  2. Существующая система образования не готовит «готовых специалистов» для рынка труда.

Гипотеза: Получается, интересант, готовый инвестировать в создание нового работника = это только родитель ребенка? (бизнес готов учить и переучивать, но только взрослых и студентов. А что делать с детьми и подростками?)

Тема для обсуждения: Что приходит на смену системе государственного инвестирования в создание «нового работника» для развивающихся рынков труда?

Вопрос для обсуждения №1: С какого минимального возраста работодатель готов инвестировать в создание нового работника? Во что именно он готов инвестировать? Что он хочет получить? Какая была бы идеальная ситуация? А минимально жизнеспособная?

Проблемное место: Если раньше было понятно: все люди «принадлежат» государству, оно их учит, они потом на него и работают, то сейчас компания может инвестировать в подростка, а он уйдет работать к другому?

2

Вопрос для обсуждения №2: Подросток с 12-14 лет готов работать, подрабатывать.
Есть ли способы включить подростка в деятельность компаний с 12-14 лет? Как это может быть сделано? Чтобы это была взаимная польза.

Вопрос для обсуждения №3: Какой должен быть «новый работник» — молодой человек, у которого хорошая, правильная «база», которого потом уже можно подучить чему-то и тп. Что это за «правильная база»?

Вопрос для обсуждения №4: За счет каких работников компании будут выигрывать в конкурентной борьбе в ближайшие 10-15 лет? Какие свойства, качества этих работников?

 Результаты встречи 

 

Результаты встречи оказались весьма интересными и неожиданными. В качестве экспертов-работодателей присутствовали собственники ИТ-компаний и представители государственных компаний. Изложенная ниже информация не претендует на истинность и объективность, это личные экспертные мнения участников форсайта.

Главный вопрос, который интересовал организаторов, звучал так: есть ли субъекты, кроме родителей/семьи ребенка, которые готовы инвестировать в развитие ребенка и подготовку его к конкурентному рынка труда.

Если коротко, ответ, который мы получили: нет.
В части случаев в развитие ребенка готовы инвестировать глобальные корпорации с последующим «присвоением» его себе и частичным лишением самостоятельности.

Кому интересна развернутая информация, можно читать дальше :)

Тезис 1: На смену понятию «профессия» в ИТ сфере приходит понятие «роль». Это функциональное понятие, включающее определенный набор компетенций и функций. Соответственно, если вы видите будущее своего ребенка в ИТ, готовьте его не к «профессии», а к «роли» (менеджер проектов, эксперт, аналитик, дизайнер, …)

3

Тезис 2: Чиновники в таком количестве и качестве будут не нужны, идет цифровизация госаппарата. Соответственно, не имеет смысл идти учиться на «государственное и муниципальное упрвление» и подобные специальности. При этом «юристы» сохранятся, потому что «юрист» это не профессия, а роль.

Тезис 3: Будет увеличиваться число самозанятых, и будут развиваться отношения «заказчик = исполнитель» (а не «работник = работодатель»). Работники как исполнители будут не нужны — работу будут выполнять внешние исполнители. Внутри компаний будут нужны не работники, а функциональные «роли». Вывод: будет много конкурентных «исполнителей» с «профессиями», со средним небольшим заработком, и небольшое количество «работников-ролей» внутри компаний с бОльшими заработками.

Тезис 4: есть несколько глобальных трендов развития человечества, пока непонятно, кто победит.

Тренд №1: Общество торжества капитализма. Малое число сверхбогатых (0,5% населения Земли) + 5% обслуживающих людей (новый «средний класс») + 94,5% бедных.

В таком случае «образование» в современном смысле нужно только первым двум категориям. Нижнему классу не нужно будет даже уметь читать и писать — с помощью технологий дополненной реальности они смогут по алгоритмам выполнять любую низкоквалифицированную работу + получать гарантированный социальный доход, чтобы не было голодных бунтов. Соответственно первые два класса будут учиться по нормальным методикам, низший класс будет получать «удаленное псевдо-образование».

При этом сценарии для представителей части 5% «обслуживающих людей», занятых в научных разработках, создании нового, высококвалифицированных работах, глобальные корпорации будут формировать портреты требуемых специалистов, и в мировом масштабе отбирать их и забирать себе (оплачивать обучение, а затем в счет возврата оплаты за обучение заключать долгосрочные контракты).

Тренд №2: Общество пост-капитализма. Труд как способ самореализации талантов людей. В этом случае задача выявить и создать условия для развития талантов ребенка. Сама технология выявления и развития талантов может быть различной, главное — это «нащупать» талант и вовлечь ребенка/подростка в процесс творческого труда.

Тезис 5: Работодателям интересно вовлекать в деятельность только студентов начиная с 2-3 курса. Инвестировать в подростков не готовы (готовы «благотворительно» заниматься с подростками, но это вне контура реального производственного интереса).

Тезис 6: Подрабатывать подросткам можно на системах удаленного найма (выполнение работ по заказу через интернет), либо на неквалифицированных работах типа «курьера» или «общественный работы = высаживание цветочков на клумбах». Соответственно для вовлечения подростка в профессиональную трудовую деятельность возможен вариант использования сервисов поиска и выполнения удаленной работы/ либо привлечение к работе родителями/друзьями семьи. Других вариантов не нашли.

Тезис 7: Все эксперты выделили главное качество, требование к молодым работникам (которые претендуют на «роль» в компании): саморазвивающийся, заинтересованный в достижениях.

4

Была выявлена общая проблема: дети среднего класса ленивы, родители и так все обеспечат. Вопрос смысла: зачем трудится, напрягаться?
Вывод: образовательным организациям необходимы техники работы со смыслами при образовании подростков.

Тезис 8: Для интеграцию в конкурентный рынок труда необходима роль «агента», «продюсера». Эту роль может выполнять только родитель/семья или сам ребенок. Родитель/семья также может «нанять» такого «агента».

Вывод:  потребность в «агентах» есть, а предложения сейчас нет (можно сказать что «статусные» учебные заведения и есть отчасти такие «агенты», но только отчасти, без гарантии результата, скорее родители и дети думают, что статусный ВУЗ — это такой «агент», а сам ВУЗ так не думает)

Тезис 9: школьное образование в РФ в основе своей, по программе — достаточно качественное. Проблема может быть в исполнителях-учителях: хороший учитель — будет хороший результат для ребенка, плохой учитель — будет плохой результат.

Тезис 10: противоположен предыдущему (мнение другого эксперта). Школьное образование сильно перегружено ненужными знаниями, нужно давать общую для всех небольшую базу знаний и концентрироваться на развитии конкретных талантов ребенка.

Тезис 11: Частные школы не дают никакой добавленной ценности в плане качества образования и подготовки ребенка к конкурентному рынку труда. Они дают сервис для родителя в плане удобства, сервис для ребенка в плане удобства, но результата, отличного от обычной школы, они не дают, так как работают по такой же системе как и обычные школы.

Тезис 12: Необходимые качества «новых сотрудников»: способность к кооперации, когнитивные способности, ответственность, желание.

Тезис 13: Дети не хотят учиться, потому что это «немодно» — модно быть «тиктокером». Это убивает смысл учиться у детей. Необходимо работать со смыслами тем, кто занимается образованием детей

Тезис 14: Интересантом в качественном образовании, кроме родителей и семьи, станут «профессиональные гильдии» = юристов, программистов, медиков и т.п. Эти сословия будут в своих интересах создавать учебные заведения для своих детей.

Тезис 15: Кроме родителя, интересантом в подготовке ребенка к конкурентному рынку труда может быть сам ребенок, если будет видеть для себя смысл в этом.

 

 

Оригинал в Facebook автора. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1362104 ноября 2024

19 января

Открыть «Малахитовую шкатулку»

Открыть «Малахитовую шкатулку»

28612 декабря 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 149 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 126 человек

Исполнительный директор «Международного института стратегического проектирования», кандидат политических наук, разработчик авторского метода «Система Оптимум»



























Блог-пост

Лёля Тарасевич

— Психолог

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Наталья Захарцева (Резная Свирель)

— Поэтесса


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

15822208 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Светские хроники

Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

169304 декабря 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

1929129 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Кредо

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.

29371021 ноября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх