Теория деятельности Леонтьева
Проблема мотивации часто обсуждается в настоящее время применительно к разным жизненным ситуациям. Меж тем, научное обоснование этого термина появилось лишь в тридцатые годы двадцатого века благодаря Алексею Николаевичу Леонтьеву, ученому-основателю Харьковской психологической школы, советскому психологу, философу, педагогу и организатору науки.
388808 февраля 2022
Как известно, чем больше ответов дает наука на животрепещущие вопросы, тем больше появляется новых. Всякое противоречие или пустошь в истолковании законов, по которым функционирует жизнь, побуждает ученых строить все новые и новые теории. Однако не каждая теория способна выдержать проверку временем, но тем более значимы оказываются те, что находят свое применение и в наши дни.
Так, например, проблема мотивации часто обсуждается в настоящее время применительно к разным жизненным ситуациям. Меж тем, научное обоснование этого термина появилось лишь в тридцатые годы двадцатого века благодаря Алексею Николаевичу Леонтьеву, ученому-основателю Харьковской психологической школы, советскому психологу, философу, педагогу и организатору науки.
Он родился 5 февраля 1903 года в Москве в купеческой семье. Зажиточное положение позволило родителям дать сыну хорошее образование. Сначала он учился в Первом Московском реальном училище. Фантазируя о будущем, Алексей так же, как и его родители, видел себя инженером. Но революционный дух времени, который впитывали в себя молодые люди, изменил первоначальные планы. Как вспоминал сам Леонтьев, «общественные катаклизмы породили философские интересы». Юноша увлекся общественными науками и решил стал психологом, поступив на историко-филологический факультет Психологического института. Справедливости ради, надо сказать, что «пришел в психологию» ученый значительно позже, чем поступил в институт. Первоначальное погружение в науку случилось благодаря профессору, которого Леонтьев считал своим первым наставником, Георгию Ивановичу Челпанову. Однако позже политическое вмешательство в научную жизнь страны и попытки сформировать материалистическую психологию не позволили профессору Челпанову остаться в институте, но при этом он настоят на том, чтобы Леонтьев отучился в аспирантуре.
Двадцатые годы для Леонтьева тесно связаны с именем другого отечественного ученого — Льва Семеновича Выготского. В этот период была написана первая книга «Развитие памяти» и вышел ряд других научных публикаций. Но со сменой институтского руководства последовали изменения в отношении к науке психологии в целом. Назревал серьезный вопрос: будет ли психология соответствовать материалистическому учению или же превратится в буржуазное идеалистическое направление — второе в те времена было равносильно смерти для психологии. Тем не менее ученым повезло. В конце 1930 года Выготскому и его соратникам пришло приглашение от наркома здравоохранения Украины Соломона Ильича Канторовича переехать в и создать «психоневрологический сектор» в Украинском психоневрологическом институте. Выготский, меж тем, поехать так и не смог, а вот Алексей Николаевич позже занял пост заведующего этим сектором. Кроме того, в 1933 году в Харьковском педагогическом институте открывается кафедра психологии — Леонтьев стал ее первым руководителем. Все больше молодых ученых, аспирантов возникало рядом с Алексеем Николаевичем, формируя так называемую Харьковскую школу психологии.
Как это закономерно происходит в науке, одна концепция часто порождает возникновение новой, уточняющей и дополняющей первую. Идею Льва Семеновича Выготского о том, что именно высшие психические функции влияют на развитие низших психических функций ребенка, Алексей Николаевич дополнил тем, что сместил акцент на роль внешней деятельности в развитии сознания. Эта идея позже стала ядром ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Леонтьева.
В основе Теории деятельности лежит представление о том, что сознание является результатом трудовой деятельности человека, то есть результатом взаимодействия с окружающей средой. Однако это не просто взаимодействие во внешней среде (сенсорика), а формирование чувственного внутреннего опыта (перцепция), который отражает целостное представление о предмете или явлении. Иными словами, появляется абстрактное мышление. Благодаря возникновению образных связей о предметах и явлениях формируется интеллект. На следующем этапе возникает интеллектуальное поведение, когда человек единожды найденное решение проблемы переносит на другие подобные ситуации. Но самой высшей ступенью развития психики, по Леонтьеву, является сознание. О нем можно говорить, когда имеет место соотнесение мотива и цели, то есть понимание того, что я хочу и как я могу этого достичь.
Леонтьев был первым, кто обратил внимание на мотивацию. Он отмечал, что потребность, хоть и возникает в первую очередь, еще не побуждает (не мотивирует) к непосредственному действию. Чтобы физический акт начал выполняться, требуется предмет потребности, который можно найти во внешней среде. Иными словами, мотив — это опредмеченная потребность, которая позволяет сделать активность направленной. То есть побуждение к действию есть только там, где есть смысл: желаемый предмет или желаемый итог. Сама потребность еще не является побудителем, но только отвечающий потребностям предмет побуждает и мотивирует. К примеру, если мы хотим есть (испытываем физиологическую потребность), то, чтобы встать с дивана, нам нужно увидеть или представить конкретный продукт или хотя бы холодильник, где можно отыскать что-то подходящее. Леонтьев также ввел понятие полимотивации, уточняя, что в основе деятельности может лежать один базовый мотив и множество дополнительных. Но кроме этого, в структуре деятельности он выделял цель как осознаваемый образ результата деятельности и условие — реальную ситуацию, которую необходимо учитывать при достижении цели.
Алексей Николаевич Леонтьев проводил множество экспериментов с участием детей. Один из них — это эксперимент с конфетой. Трехлетним детям предлагали выполнить задание в обмен на сладость. Требовалось пронести на плоской лопатке шарик, удерживая лишь саму лопатку и не помогая шарику оставаться на ней другой рукой. Выполнить это задание было невозможно, но дети пытались сделать это якобы в отсутствии наблюдателей, так что во всю нарушали правило. Когда же экспериментатор возвращался, то делал вид, что ничего не заметил и «справедливо» вознаграждал участников конфетой. Однако некоторые из детей отказывались ее принимать, возвращая назад, и даже плакали, осознавая, что «не заслужили» ее. Леонтьев ввел важную характеристику развития сознания — социальную обусловленность, то есть тот факт, что вне социальных связей сознание не появляется.
Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает соотносить свои желания с социальными критериями, постепенно осознает «что такое хорошо, а что такое плохо». Этот процесс Леонтьев назвал первым становлением личности. Второе становление приходится на подростковый возраст, когда человек начинает осознавать мотивы своего поведения и может заняться самовоспитанием. Но до тех пор воспитанием детей занимаются взрослые.
Имя Алексея Николаевича Леонтьева неразрывно связано не только с теоретической и практической психологией, но и с педагогикой. Воспитание начинается с малого — это не просто красивые слова, но один из постулатов Теории деятельности. Согласно ему усвоение опыта (социальных норм, правил, моделей поведения) ребенком сначала происходит во внешней среде благодаря практической деятельности, затем сформировавшаяся модель переносится на другие виды деятельности. Научить ребенка класть на место свои вещи, аккуратно есть, правильно говорить и писать — значит научить его вести себя в соответствии с требованиями общества. Однако возможен и обратный эффект: перегиб с запретами в раннем детстве, излишний упор на неукоснительное соблюдение сомнительных правил приведет к тому, что сформированной личности будет крайне трудно нарушить их в зрелом возрасте, даже когда возникнет необходимость.
Вообще, смысл нашей деятельности не существует в отрыве от других людей, поскольку он задан не биологически (как потребность), а социально. К примеру, написание этой статьи не имеет смысла с точки зрения биологии, но, задав простой вопрос «зачем она написана?», можно обнаружить смысл этой деятельности — то есть ПОНИМАНИЕ, какую пользу принесет ее чтение другим людям.
Мы можем только предполагать, в чем видел смысл своей жизни Алексей Николаевич Леонтьев, который умер 21 января 1979 года. Но мы можем смело допустить, что все мы имеем непосредственное отношение к делу всей его жизни, ведь результаты деятельности каждого из нас тесно связаны друг с другом.
Оригинал в Facebook автора.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Изменяют все: и мужчины, и женщины. А причина тому...
136713 декабря 2024
1098111 декабря 2024
Анатолий Скоромец: «Новый комплекс ГИДП словно симфонический оркестр»
107811 декабря 2024
Выбор редакции
70300746433
Записи автора
«Я — страшный человек. Но самое обидное, что я в этом не виноват»
20213 декабря 2024
53315 ноября 2024
26302 ноября 2024
Как аргументировать прибавку к заработной плате
45229 октября 2024
49728 октября 2024
53523 октября 2024
Стоит ли связываться с мужчинами, у которых есть дети?
38618 октября 2024
Дневник сна: путеводитель к качественному ночному отдыху
36404 октября 2024
— астролог-консультант
— психолог
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии