
Организация пространства для профилактики стресса
Мы владеем чуть ли не в тысячу раз большим числом предметов, чем было у людей на протяжении человеческой истории, поэтому задачу, связанную с разумной организацией этой собственности, следует считать относительно новой.
360913 февраля 2022
Довольно часто мы теряем вещи, забываем, где лежит телефон или очки, ключи от машины или расческа, обвиняя во всем свою память, а иногда внимательность. Наверняка наши предки с такой проблемой не сталкивались просто потому, что не обладали таким количеством вещей. Мы владеем, чуть ли не в тысячу раз большим числом предметов, чем было у людей на протяжении человеческой истории, поэтому задачу, связанную с разумной организацией этой собственности, следует считать относительно новой. Попробуйте подсчитать, сколько видимых глазом объектов находится в вашей квартире или хотя бы в одной комнате, а если прибавить еще то, что «скрыто» в ящиках и коробках, на полках и прочих местах?
Организовать окружающее пространство, как и мысли в голове, на первый взгляд, кажется делом очень сложным, что автоматически переводит его в разряд «невыполнимых» (да и более важные дела всегда найдутся). А о том, что хранится в шкафах и гаражах, на балконах и в самых укромных местах нашего жилища, с ужасом подумаем тогда, когда появится необходимость отыскать что-то. А между тем, один вид беспорядка может нарушить душевное равновесие и испортить настроение, ведь способен вызвать выброс кортизола — гормона стресса. Стресс ощущается острее, когда присутствуют мысли о том, будто справиться с наплывом вещей потребует слишком много сил и времени. Поэтому чаще всего мы отказываемся от идеи организации окружающего пространства примерно так же, как и от новой привычки с нового года / понедельника (полезно, конечно, но слишком сложно).
1Но что если, внедрив в свою жизнь некоторую структуру, мы тем самым облегчим ее и одновременно «укротим» беспорядок? Каждый день мы подвергаемся действию множества мелких раздражителей, что заставляет наш мозг «перегружаться». Вот попробуйте, например, найти зарядку для телефона, если она постоянно перемещается с одного места на другое (не то, что зубную щетку, которую вряд ли потеряешь).
Наш гиппокамп в этом деле крайне важная часть мозга, помогающая запоминать, где находится тот или иной предмет. На ранних стадиях эволюции человеку было жизненно необходимо помнить, где источник чистой воды или пища, и обходить стороной опасные места, он запоминал большой объем информации с высокой точностью, что было гарантией его выживания. Гиппокамп настолько значим, что развился даже у животных: ведь именно он помогает белкам, спрятавшим орехи, через несколько месяцев отыскивать запасы в самых разных местах.
Хуже дела обстоят с запоминанием данных о перемещающихся объектах, вот почему мы можем потерять в квартире очки для чтения, но не зубную щетку. Окружающая среда позволяет формировать возможности, помогающие быстрее запомнить или вспомнить, где находится нужная вещь. Беспорядок же — это как раз бесконтрольное перемещение всего вокруг, и самое простое, что можно предпринять, по словам нейробиолога Стивена Косслина, — это воспользоваться «когнитивными протезами», то есть определить место для каждой важной вещи и всегда возвращать ее в «домик». Активно используя специальные места и создавая «подсказки», мы можем значительно «разгрузить» память. Например, Б.Ф. Скиннер, основоположник бихевиоризма, всегда с вечера ставил зонт перед входной дверью, если, согласно прогнозу, завтра ожидался дождь. Пусть внешняя среда напоминает нам о том, что нужно сделать, а у нас появится возможность сосредоточить внимание на чем-то более важном.
Тоже касается и сортировки предметов по категориям / критериям и определения такого места, где их легко найти и невозможно потерять. Ведь на поиск нужных вещей, часто сопровождающийся беспокойством (найдется ли вещь вообще?), тратится уйма времени, а сосредоточиться на делах или расслабиться становится практически невозможно.
Некоторые говорят, что они личности творческие и «властвуют над хаосом», а организованность не для них. Однако истории людей творческих профессий доказывают, что порядком они не пренебрегают, а используют его с целью экономии времени и сил для решения более важных творческих задач. Майкл Джексон, например, вел подробный каталог своих вещей, а в составе многочисленной команды работавших на него людей был главный архивариус. Джон Леннон хранил массу коробок с рабочими записями песен, причем каждая фонограмма была подписана, и все было разложено по порядку.
В собственном жилище каждый действует в меру своего понимания, но не правда ли удивительно приятно заглянуть в гардероб и увидеть аккуратно разложенные и развешанные по категориям вещи (такое зрелище определенно успокаивает), где не нужно переворачивать все вверх дном, чтобы найти необходимую?
Именно с такими мыслями я решила обратиться к профессиональному организатору пространства для проектирования гардеробного шкафа в спальню еще на этапе ремонта, с учетом оптимального размещения всех вещей. Я уверена, что это поможет избежать ненужного стресса и сосредоточиться на приятных делах.
Поделитесь, как обстоят дела с организацией окружающего пространства у вас?
2
Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
60803 июня 2025
58602 июня 2025
Выбор редакции
1191431121
Записи автора
59305 мая 2025
Искусство медленных путешествий
62313 февраля 2025
61305 февраля 2025
«Принять дискомфорт – чтобы вернуть свою жизнь»!
65418 октября 2024
О терапии принятия и ответственности
48012 октября 2024
Зачем нам одобрение окружающих людей?
95219 июля 2024
55616 февраля 2024
70218 января 2024
— психолог
— Коуч, психолог
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии