Организация пространства для профилактики стресса
Мы владеем чуть ли не в тысячу раз большим числом предметов, чем было у людей на протяжении человеческой истории, поэтому задачу, связанную с разумной организацией этой собственности, следует считать относительно новой.
Довольно часто мы теряем вещи, забываем, где лежит телефон или очки, ключи от машины или расческа, обвиняя во всем свою память, а иногда внимательность. Наверняка наши предки с такой проблемой не сталкивались просто потому, что не обладали таким количеством вещей. Мы владеем, чуть ли не в тысячу раз большим числом предметов, чем было у людей на протяжении человеческой истории, поэтому задачу, связанную с разумной организацией этой собственности, следует считать относительно новой. Попробуйте подсчитать, сколько видимых глазом объектов находится в вашей квартире или хотя бы в одной комнате, а если прибавить еще то, что «скрыто» в ящиках и коробках, на полках и прочих местах?
Организовать окружающее пространство, как и мысли в голове, на первый взгляд, кажется делом очень сложным, что автоматически переводит его в разряд «невыполнимых» (да и более важные дела всегда найдутся). А о том, что хранится в шкафах и гаражах, на балконах и в самых укромных местах нашего жилища, с ужасом подумаем тогда, когда появится необходимость отыскать что-то. А между тем, один вид беспорядка может нарушить душевное равновесие и испортить настроение, ведь способен вызвать выброс кортизола — гормона стресса. Стресс ощущается острее, когда присутствуют мысли о том, будто справиться с наплывом вещей потребует слишком много сил и времени. Поэтому чаще всего мы отказываемся от идеи организации окружающего пространства примерно так же, как и от новой привычки с нового года / понедельника (полезно, конечно, но слишком сложно).
1Но что если, внедрив в свою жизнь некоторую структуру, мы тем самым облегчим ее и одновременно «укротим» беспорядок? Каждый день мы подвергаемся действию множества мелких раздражителей, что заставляет наш мозг «перегружаться». Вот попробуйте, например, найти зарядку для телефона, если она постоянно перемещается с одного места на другое (не то, что зубную щетку, которую вряд ли потеряешь).
Наш гиппокамп в этом деле крайне важная часть мозга, помогающая запоминать, где находится тот или иной предмет. На ранних стадиях эволюции человеку было жизненно необходимо помнить, где источник чистой воды или пища, и обходить стороной опасные места, он запоминал большой объем информации с высокой точностью, что было гарантией его выживания. Гиппокамп настолько значим, что развился даже у животных: ведь именно он помогает белкам, спрятавшим орехи, через несколько месяцев отыскивать запасы в самых разных местах.
Хуже дела обстоят с запоминанием данных о перемещающихся объектах, вот почему мы можем потерять в квартире очки для чтения, но не зубную щетку. Окружающая среда позволяет формировать возможности, помогающие быстрее запомнить или вспомнить, где находится нужная вещь. Беспорядок же — это как раз бесконтрольное перемещение всего вокруг, и самое простое, что можно предпринять, по словам нейробиолога Стивена Косслина, — это воспользоваться «когнитивными протезами», то есть определить место для каждой важной вещи и всегда возвращать ее в «домик». Активно используя специальные места и создавая «подсказки», мы можем значительно «разгрузить» память. Например, Б.Ф. Скиннер, основоположник бихевиоризма, всегда с вечера ставил зонт перед входной дверью, если, согласно прогнозу, завтра ожидался дождь. Пусть внешняя среда напоминает нам о том, что нужно сделать, а у нас появится возможность сосредоточить внимание на чем-то более важном.
Тоже касается и сортировки предметов по категориям / критериям и определения такого места, где их легко найти и невозможно потерять. Ведь на поиск нужных вещей, часто сопровождающийся беспокойством (найдется ли вещь вообще?), тратится уйма времени, а сосредоточиться на делах или расслабиться становится практически невозможно.
Некоторые говорят, что они личности творческие и «властвуют над хаосом», а организованность не для них. Однако истории людей творческих профессий доказывают, что порядком они не пренебрегают, а используют его с целью экономии времени и сил для решения более важных творческих задач. Майкл Джексон, например, вел подробный каталог своих вещей, а в составе многочисленной команды работавших на него людей был главный архивариус. Джон Леннон хранил массу коробок с рабочими записями песен, причем каждая фонограмма была подписана, и все было разложено по порядку.
В собственном жилище каждый действует в меру своего понимания, но не правда ли удивительно приятно заглянуть в гардероб и увидеть аккуратно разложенные и развешанные по категориям вещи (такое зрелище определенно успокаивает), где не нужно переворачивать все вверх дном, чтобы найти необходимую?
Именно с такими мыслями я решила обратиться к профессиональному организатору пространства для проектирования гардеробного шкафа в спальню еще на этапе ремонта, с учетом оптимального размещения всех вещей. Я уверена, что это поможет избежать ненужного стресса и сосредоточиться на приятных делах.
Поделитесь, как обстоят дела с организацией окружающего пространства у вас?
2
Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Искусство медленных путешествий
«Принять дискомфорт – чтобы вернуть свою жизнь»!
О терапии принятия и ответственности
Зачем нам одобрение окружающих людей?
«Наше мнение»: что это и нужно ли им делиться с окружающими?
— Психолог
— Психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии