Эмоции на страже
Почему сопротивляться, игнорировать и уж тем более желать «отключить» эмоции — плохая идея? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с их функциями.
Разбирая с клиентами ситуации, при которых они испытывают разной степени дискомфорт, мы неизбежно обращаемся к теме эмоций. Это происходит естественно и порой по инициативе самого клиента: «Ну почему меня это так задевает?!» или «Я бы хотел(а) вообще ничего не чувствовать!» Однако мы чувствуем и даже очень. Словно в каждого из нас встроен датчик, реагирующий на малейшее несоответствие реальности нашим представлениям о ней. Именно эмоции, выносить которые подчас кажется невозможным, и позволяют человеку заключить: «Мне плохо».
Почему сопротивляться, игнорировать и уж тем более желать «отключить» эмоции — плохая идея? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с их функциями.
1Эмоциональные реакции не только сигнализируют о степени удовлетворённости человека жизнью, но и связаны с формированием уникального опыта, то есть с памятью. Пережитые однажды ощущения от соприкосновения с опасностью, возникают вновь в аналогичных или подобных условиях, чтобы помочь человеку этой опасности избежать. А если опыт был приятным, эмоции закодируют и эту информацию.
Подавившись в детстве рыбной косточкой и до смерти испугавшись, Ярослав предпочитает избегать рыбных блюд, но на юбилее любимой бабушки он не смог противостоять манипуляциям «заботливых» родственников и все-таки «попробовал заливную рыбку тети Нади по её фирменному рецепту». С мрачным предвкушением и опаской Ярослав совершал жевательные движения. Он ожидал что вот-вот острая невидимая боль пронзит его гортань. Тревога была незаметна окружающим, но внутри себя он наблюдал растущую панику, потому что ПОМНИТ, как страшно это было в детстве. Подобный страх не всегда иррационален, ведь риск умереть от инородного тела в дыхательных путях вполне реален. Тем не менее, когда вежливый внук проглотит заветный кусочек и ничего плохого с ним не произойдёт, его опыт обогатится, он испытает облегчение, а в последствии, быть может, изменит своё отношение к рыбным деликатесам своей семьи. Таким образом эмоции помогают учиться.
Важность коммуникативной функции эмоций трудно переоценить. По мимике и жестам мы пытаемся предположить, что чувствует другой человек, мы можем также представить его намерения и дальнейшие действия. Яркий пример — современное общение в мессенджерах. Эмодзи, смайлы, стикеры давно стали неотъемлемой частью неформальной переписки. Их отсутствие нередко вызывает у пользователей замешательство: мой собеседник шутит или говорит всерьёз? Примечательно, что такой ограничивающий паттерн, как чтение чужих мыслей (то есть придание искаженных смыслов действиям и словам собеседника), вошёл и в письменную коммуникацию. Люди разбирают «по косточкам» не только слова, но и знаки препинания или их отсутствие.
«Он всегда писал со смайлами, а тут просто поставил точку. Это значит, он охладел ко мне / обиделся на меня / ему со мной скучно?» — встревожено вопрошают клиенты.
И это вовсе не паранойя. В письменной коммуникации, которая так прочно вошла в нашу жизнь, нам недостаточно опираться только на слова собеседника — чтобы строить отношения с другими, открываться и доверять, людям нужны эмоциональные знаки обратной связи.
Иными словами, эмоции позволяют давать оценку происходящим с нами событиям, интерпретировать факты действительности и на основе этого принимать решения о том, как поступить в той или иной ситуации. Однако в этой функции скрывается подвох — мы интерпретируем события, опираясь только на свой опыт и картину мира. К сожалению, эмоции не всегда указывают верный поведенческий путь.
Алексей и Евгений должны были вместе подготовить квартальный отчёт для директора. Однако Евгений допустил вычислительную ошибку в своей части отчета, из-за чего документ забраковали, и сотрудники лишились месячной премии. Алексей зол на Евгения, но значит ли это, что он вправе ему навредить на одном лишь основании, что ЧУВСТВУЕТ себя уязвлённым и обделённым? Что если Евгений не имел намерения совершать ошибку и портить отчёт?
В этой истории все может показаться логичным и прозрачным, потому что она не касается лично нас. Но когда дело доходит до наших родных, друзей, коллег, мы нередко позволяем себе придать нашим эмоциям статус «законности», на основании которого продвигаем свою позицию как единственно возможную, а значит, дающую право критиковать и обесценивать позицию собеседника. Но организации эффективной коммуникации это способствует мало.
2Эмоции человека — уникальный, отточенный миллионами лет эволюции механизм регулировки поведения. Однако, чтобы этот механизм работал исправно и приносил пользу, нужно знать хотя бы азы его работы. Обычно клиенты на сессиях и затем в жизни с удивлением обнаруживают, как знание особенностей своего эмоционального реагирования помогает им добиваться своего, корректировать отношения и сохранять внутреннее спокойствие даже в самых неспокойных ситуациях.
Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Как безобидные фразы могут сработать против нас
Почему «Я-сообщения» не работают
— Коуч, психолог
— Психолог
— эколог, урбанполитик
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии