Злись на меня, пожалуйста!
Что может побудить маленького ребёнка требовать от родителей демонстрации агрессии в свой адрес? И почему натянуть колготки удаётся только после маминых криков?
118218 марта 2022
Ситуация:
Лиля обратилась к психологу, когда поняла, что «не справляется с сыном». Любые попытки «вразумить» четырёхлетнего Ивана сводились с привычному сценарию: обращение — просьба — многократное повторение в специфической интонации — раздражение мамы — гнев сына — гнев мамы — слёзы сына — вероятное исполнение просьбы. Несмотря на то, что в большинстве случаев ей все же удавалось заставить ребёнка выполнять ее просьбы, цена затраченных эмоциональных ресурсов была слишком высока. Измотанная и отчаявшаяся, она надеялась решить проблему, обратившись к специалисту.
1На самом деле примеров таких историй масса в жизни любой среднестатистической семьи, особенно такой, где давление и подчинение неравного себе ребёнка методом силы (в том числе посредством речевой агрессии) считается нормой, «ведь он по-другому не понимает». Почему ребёнок не понимает по-другому и можно ли это изменить, разберёмся дальше.
«Ребёнок понимает только силу (крик)» — как много факторов на самом деле замаскировано в этот сомнительный тезис. Если кто-то из читателей придерживается его при воспитании детей, нелишним будет задать себе несколько вопросов.
Что, собственно, должен понимать ребёнок?
Понимать, когда не торопится собираться в школу или детский сад, когда отказывается есть полезную брокколи или садится за уроки поздно вечером? Вероятно, он должен понимать, что педагоги и начальник вновь будут недовольны опозданием, что свекровь снова будет критиковать за неспособность накормить ее лапочку-внучку правильной едой, а вместо просмотра сериала вам опять придётся делать уроки. Убытки очевидны — страдают интересы родителей. Но что насчёт самих детей? Учитываются ли их интересы: рассмотреть, как преломляется струя воды, пока держишь ладошку под краном или во что бы то ни стало не допустить противную капусту к своим вкусовым сосочкам?
Одна из причин, по которой ребёнок на зло (на самом деле нет) не выполняет просьбу, является подмена его интересов интересами родителей. Безусловно, в основе родительской мотивации лежат не пустые требования, а просьбы, обусловленные правилами, которые установлены в обществе. Но дошкольник, например, только начинает с этими правилами взаимодействовать и включать в свой опыт как обязательные. Его навык анализировать причинно-следственные связи только формируется, причём на максимально простых объектах, так что соотнести опоздание мамы на работу и ее плохое настроение вечером не выходит из-за недостатка когнитивных ресурсов в силу возраста.
Почему только крики или угроза ремня / угла / всевозможных лишений запускают процесс деятельности ребёнка?
Возможно, для кого-то это покажется не аргументом, но иногда дети просто не хотят что-либо делать. Если вы не готовы с этим мириться, прочтите ещё раз пункт выше и подумайте, какую цену вы платите и заплатите в будущем, если не будете учитывать интересы своего сына или дочери? Смогут ли они, когда вырастут, с уважением отнестись к вашим потребностям, если их не научили уважать свои? На мой взгляд, гораздо эффективнее разобраться с мотивацией, возможно, включить ребёнка в какую-то игру или описать, какие блага ждут его в результате выполнения вашей просьбы. Причём под благами я имею в виду не только и не сколько игрушки и вкусности, но прежде всего — ощущение принятия и заботы со стороны родителей. Поверьте, это ценится куда больше, чем самый дорогой робот-трансформер.
Но что если апелляция к ценностям ребёнка не работает, и он все равно продолжает «шевелиться» только после крика мамы или папы? Ответить на этот вопрос поможет история Лили. После нескольких встреч с психологом, ей удалось найти способ регулировать свои эмоции — она по-настоящему оставалась спокойной, даже когда на полу, извиваясь, как змея, лежал и вопил Ваня. Она продолжала говорить с ним уверенно и даже с элементами нежности, старясь дать обратную связь о его чувствах:
— Вань, я понимаю, что ты злишься и расстроен, но апельсинового сока нет, есть яблочный.
Спустя некоторое время Ваня, осознавший, что неприступная крепость маминой позиции выстоит несмотря ни на что, выдаёт:
— Мамочка, злись на меня, пожалуйста!
То, что привело Лилю в недоумение, для психолога оказалось иллюстрацией динамического стереотипа, который начинал укрепляться в границах семьи. В ответ на «непослушание» сына Лиля выдавала привычную реакцию раздражения и гнева, что выступало стимулом сначала для возбуждения нервной системы ребёнка (он кричал в ответ и начинал плакать), а затем для ее торможения — успокаивался и делал то, что изначально просила мама. Таким образом, мамин крик и агрессия стали для малыша стимулом, без которого желаемая реакция уже не могла возникнуть. Но скорректировать такое поведение возможно.
Почему же родители проявляют агрессию в адрес детей?
Проявление агрессии — естественная реакция на неудовлетворенность. Усталость, нарушение привычного жизненного уклада с появлением детей, страхи отражаются на родительских потребностях. Желание взять ситуацию под контроль, обезопасить свои личные границы, а также игнорирование интересов и возможностей ребёнка искажают общую картину, не позволяют увидеть альтернативные способы взаимодействия. Ситуация сложнее, если в опыте родителя этих способов не было вовсе. Но есть оптимистичный факт: эффективное родительское поведение — это результат научения.
Что можно сделать?
— Отказаться от завышенных требований к ребенку. То есть учитывать его возраст и степень сформированности ожидаемых навыков. Ребёнок уже может уметь есть ложкой, но до желаемой аккуратности ему ещё далеко.
— Более того, стоит помочь эти навыки формировать, ориентируясь на интересы самого ребёнка — в чем ДЛЯ НЕГО может быть выгода убрать на место игрушки или быстро собраться в поликлинику? Вопрос не легкий, так что можно поискать ответ совместно с психологом, знающим особенности ведущей деятельности в каждом возрасте, а также сможет уловить ряд других значимых нюансов, которые могут упускаться.
— Родителям рекомендуется заботиться о своих потребностях, не перекладывая вину за их неудовлетворение на ребёнка. Это требует не мало усилий, но результаты приятно удивляют клиентов, которые ввели это в свою практику.
Дети — естественный тренажёр для формирования навыков принятия родителей. Но главное, о чем не стоит забывать, ваш ребёнок — другой человек, а значит, придётся учиться договариваться, чтобы прийти к миру и согласию.
Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
3Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
80416 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
753921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
70818 ноября 2024
Выбор редакции
1044792109
Записи автора
45226 августа 2024
32808 июля 2024
Как безобидные фразы могут сработать против нас
55916 ноября 2023
Почему «Я-сообщения» не работают
52323 октября 2023
91326 сентября 2023
Что скрывает уверенность в себе
52025 сентября 2023
64212 сентября 2023
— попутчица
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии