
Мне плохо. Что дальше?
Как известно, в работу психолога входит адекватное и этичное реагирование на чувства клиента, проще говоря, вера в то, что человеку действительно плохо. Но это только полдела.
121111 апреля 2022
Некоторое время назад в этой статье мы говорили о том, можно ли покинуть «зону дискомфорта». При этом имелось в виду желание человека не сталкиваться с неприятными событиями и эмоциями при достижении цели. Довольно часто эта идея сопровождается такими вопросами, как «за что мне все это?!», «разве я этого заслуживаю?!» и утверждениями вроде «это нечестно / несправедливо» и «так не должно быть».
Как известно, в работу психолога входит адекватное и этичное реагирование на чувства клиента, проще говоря, вера в то, что человеку действительно плохо. Но это только полдела. Если бы задача специалиста состояла лишь в том, чтобы выслушать человека и дать утешительный ответ на вышеупомянутые вопросы, едва бы проблемы разрешались сами собой, а работу психолога оценивали как эффективную, то есть приводящую к реальным переменам в жизни. Нежелание человека испытывать неприятные ощущения вполне естественно, но, чтобы от них избавиться, приходится прилагать гораздо больше усилий, чем безрезультатно взывать к справедливости. Что именно нужно делать? Попробуем разобраться.
1Признать, что мы уже в «зоне дискомфорта»
Любые наши эмоции — это реакция организма на то, что с нами происходит и как мы это оцениваем. Довольно редко можно встретить человека, который пребывает в состоянии радости или восторга и при этом транслирует: «я этого заслуживаю», «так и должно быть», «это честно по отношению ко мне». В минуты приятных событий мы сполна отдаемся своим ощущениям, наслаждаемся моментом — пребываем в здесь и сейчас, не оспаривая и не отрицая самого факта происходящего с нами. Но вот все перевернулось с ног на голову, и былое хорошо сменилось таким нежелательным плохо. Или другой расклад: хорошо существовало в нашем воображении, мы всеми силами к нему стремились, но на деле оказалось не так, как нам бы хотелось. Результат один — мы испытываем дискомфортные переживания.
Сталкиваться с реальностью мы начинаем еще в раннем детстве. Девочка Оля выпрашивает у мамы заветный рожок с клубничным мороженым. Именно с ним — с клубничным — она связывает свое удовольствие. Мама и рада бы ей его купить, но вот досада — в магазине осталось только фисташковое. Оля расстроена. Оля хочет клубничное — только его и непременно сейчас. Оля плачет. Оля не слышит маму, которая предлагает взять другое или отправиться в иной магазин. Девочка пребывает во власти своего хочу (как должно быть / как честно и справедливо / как правильно…) и лишает себя всякой возможности ослабить свои страдания. Дальше события могут развиваться по разным сценариям, но в наших интересах зафиксировать внимание на том моменте, когда этот несчастному ребенку плохо. Мы не сомневаемся, что ей действительно хотелось получить клубничное мороженое именно в этом магазине. Но что мы можем сделать? Например, утешить, то есть помочь ей осознать, что неприятность с ней уже случилась — прямо сейчас в этом магазине ее желание не может быть исполнено.
События и эмоции взрослых, кажется, устроены сложнее, но на деле все мы время от времени сталкиваемся с «отсутствием клубничного рожка в магазине». Вот только объемность и замысловатость социальных связей, а также массивные конструкции из убеждений и ожиданий порой мешают нам принять очевидное — мы уже оказались в «зоне дискомфорта», то есть в ситуации, когда чего-то не получаем, когда у нас что-то не выходит, когда кто-то не выполняет наши просьбы / требования, когда кто-то обращается с нами жестоко, когда нас отвергают, когда нам приходится делать то, что мы не хотим, когда нас не понимают, когда нам страшно, когда срывается запланированная поездка, когда прямо из-под носа уводят последнее пирожное в кондитерской, наконец. Только признание самого факта свершившегося позволит с толком подойти к оценке ситуации и в перспективе ее изменить на более благоприятную.
Как я здесь оказался?
После того, как приходит осознание, что «клубничного мороженого нет», самое время проанализировать факты, которые укажут на то, как человек оказался в неприятной для него ситуации. Важны именно факты, вырвать которые из суровых оков оценочных суждений бывает не просто. К фактическим предпосылкам того, почему человек продолжительное время испытывает дискомфорт, может относиться следующее:
- ограничение ресурсов (клубничное мороженое закончилось);
- неспособность увидеть альтернативу или незнание о ее существовании (можно выбрать другое мороженое здесь или попытаться отыскать его в другом месте, прийти в другой день и в другое время, а также вовсе отказаться от мороженого в пользу другой вкусности, например);
- конфликт между «хочу» и «могу» (упорная фиксация на том, как должно быть, выдвигание нереалистичных требований, вместо поиска рабочих инструментов взаимодействия с реальностью, например, вежливой просьбы к продавцу отложить для вас клубничное мороженое в следующий раз).
Примеры с холодным лакомством могут показаться очень наивными, но смысл их, конечно, не в том, чтобы обесценить или упростить ситуацию отдельно взятого человека. Мороженое — всего лишь метафора, а метафоры, как известно, тяготеют к абстракции, но в то же время прекрасно передают суть сложных явлений и процессов. В своей работе специалисты нередко прибегают к этому приему (метафоризации), но, скорее, для того, чтобы от общего перейти к частному, а именно к детальному разбору ситуации клиента, ведь учитывать приходится массу факторов.
Выйти на свет
И снова метафора. Да, мне очень импонирует сравнение со светом и тьмой, потому что клиентов в процессе психокоррекционной работы посещают инсайты, то есть озарения. Получаемые знания и приобретаемые навыки, как луч от фонарика, поначалу едва освещают темную извилистую тропу к благополучию, но чем больше таких инструментов в арсенале человека, тем комфортнее ему двигаться и тем увереннее его шаги.
2Резонно задать вопрос, а может, есть такие универсальные световые приборы с большой мощностью, заполучив которые можно без труда пройти сквозь любую темноту? Пожалуй, да. Это адаптивные убеждения и набор важных для адаптации психологических навыков, однако их использование требует подготовки. Роль психолога на этом этапе заключается в том, чтобы предложить именно те варианты поведения и мышления, которые помогут конкретному человеку в его конкретной ситуации прийти к комфортному состоянию.
Что может помочь?
Иной взгляд на ситуацию, обнаружение возможностей ее изменить или адаптироваться к ней. Работа с ресурсами, их оценка, поиск дополнительных источников.
В качестве упражнения предлагаю вам провести диагностику своих психологических навыков (это далеко не все, но они очень важны). Прочтите предложенные варианты навыков и оцените степень владения ими по шкале от 1 до 10, где 1 — слабое владение, 10 — прекрасное владение.
Социально-психологические навыки:
1. Умение договариваться;
2. Умение выражать просьбу;
3. Умение давать обратную связь о своих чувствах;
4. Умение запрашивать обратную связь о чувствах другого;
5. Умение понимать эмоции, свои и другого;
6. Умение управлять своим эмоциональным состоянием;
7. Умение адаптироваться к переменам;
8. Умение говорить «нет»;
9. Умение противостоять манипуляциям;
10. Умение проживать дискомфорт.
Какие из них, на ваш взгляд нуждаются в совершенствовании? Что вы можете сделать для этого уже сейчас?
Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
12334405 марта 2025
1044792109
Записи автора
20916 апреля 2025
66107 февраля 2025
55026 августа 2024
42808 июля 2024
Как безобидные фразы могут сработать против нас
67216 ноября 2023
Почему «Я-сообщения» не работают
61623 октября 2023
103926 сентября 2023
— Коуч, психолог
— Психолог
— эколог, урбанполитик
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии