Как представления о себе влияют на наш профессиональный выбор?
Теория карьерного развития Сьюпера, появившаяся в 1969 г., является одной из наиболее значимых, распространенных и эмпирически обоснованных профориентационных теорий. Ее ключевым элементом является Я-концепция.
Дональд Сьюпер, американский психолог и специалист по проблемам психологии развития, предположил, что представления человека о себе влияют на его профессиональное развитие, а не наоборот. При этом определяющие карьерный путь представления о себе связаны не только с работой, но и с ролями индивида в семье, институте, среди друзей и в других сферах жизни.
Теория карьерного развития Сьюпера, появившаяся в 1969 г., является одной из наиболее значимых, распространенных и эмпирически обоснованных профориентационных теорий. Ее ключевым элементом является Я-концепция. Ранее, в индустриальном обществе, считалось, что профессиональное развитие определяет «Я» индивида. Сьюпер предположил обратное: Я-концепция воплощается в карьерных выборах и профессиональных ролях.
1Формирование представлений о себе — естественный процесс создания ментальных репрезентаций себя, на который влияют различные объективные факторы, например, социальные взаимодействия, характеристики среды, личный опыт. Индивид оценивает различные варианты профессионального развития через призму Я-концепции и выбирает те, которые предполагают наиболее близкие к его представлениям о себе роли. За этим выбором следует продолжительный процесс совершенствования соответствия между Я-концепцией и выбранной профессиональной ролью.
Сьюпер также предложил модель жизненного цикла, на разных стадиях которого формируется Я-концепция. Профессиональное развитие проходит в 5 этапов, на каждом из которых индивид выполняет соответствующие его возрасту задачи. Первая стадия — рост (до 14 лет). Здесь происходит формирование Я-концепции, которое характеризуется обеспокоенностью будущим, контролем над принятием решений, убежденностью в профессиональной компетентности. Вторая стадия — исследование (14–25 лет). На этой стадии подросток становится взрослым и формирует стабильную профессиональную Я-концепцию, отражающую его интересы и способности. В соответствии с этим он конкретизирует свои устремления и выборы, а также начинает их воплощение. Третья стадия — утверждение (25–45 лет). Индивид консолидирует Я-концепцию с целью сохранения своего места и статуса в рабочей среде. Четвертая стадия — поддержание (45–65 лет), пятая — спад (от 65 лет). Сьюпер вводит термин «карьерная зрелость», отражающий то, насколько индивид справляется с встающими перед ним на каждой стадии профессиональными задачами. Позже концепт карьерной зрелости вырос в понятие «карьерная адаптивность», т.е. готовность справляться с изменяющимися работой и условиями труда на протяжении всего жизненного цикла.
На протяжении последних десятилетий было проведено большое количество эмпирических исследований, проверяющих различные аспекты теории Сьюпера и используемые им инструменты. В целом результаты исследований поддерживают теорию.
По материалам журнала «Карьерное консультирование в современном мире: теории и практики в России и зарубежом».
Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Как сформировать правильные привычки
«Что будет с моей территорией, когда на нее войдет другой человек?»
«Кто не рискует — рискует больше всех»
Имеем ли мы право на веру в чудо?
— Психолог
— Коуч, психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии