Когда и как делегировать ребёнку решения о его жизни?
Почти всем родителям приходится сталкиваться с дилеммой — предоставлять ребенку полную самостоятельность или всё же принимать решения на своё усмотрение.
Однозначного ответа в этом вопросе, наверное, нет. Всё будет зависеть от цели, которую преследуют родители, воспитывая ребёнка. Тактика всегда определяется стратегией.
На мой взгляд, одна-единственная, но от этого не менее значимая, цель воспитания — сделать так, чтобы ребёнок научился самостоятельно реализовывать свои потребности.
1Отсюда, естественно, вытекает первый вывод: делегировать решения жизненных задач ребёнку нужно, иначе он не научится самостоятельности.
Вместе с тем, мозг ребёнка окончательно созревает лишь к 22-25 годам. Это физиологическое обстоятельство объективно не даёт ему возможности решать абсолютно все задачи. Отсюда, второй вывод: родитель, по сути, весь период детства и юности является мозгом своего сына или дочки и принимает те решения, на которые мозг ребёнка пока ещё не способен.
Технически инструкция по воспитанию выглядит достаточно просто и логично.
1. Делегируем ребёнку задачи согласно зрелости его мозга (периодизацию можно найти в любой хорошей книге по возрастной психологии).
2. Поощряем за самостоятельность (не за правильность, а именно за самостоятельность, инициативу).
3. Берём на себя решения, с которыми самому ребёнку пока не справиться. «Спускать решения на места» не сложно, если у родителя есть авторитет и доверие ребёнка.
Однако есть нюанс.
Уместно в контексте этого разговора обратить на него внимание, ведь он часто ускользает из виду. Предполагается, что родитель знает, как правильно. Но насколько развита способность любого взрослого человека думать и принимать оптимальные решения? Думать нам всем трудно и, честно говоря, мы не очень это умеем делать. Мы в основном бултыхаемся в рамках собственных заученных шаблонов. Поэтому, я за то, чтобы родитель, претендующий на звание «мудрый», размышляя, к примеру, на тему, в какую школу «отдать» ребёнка, ориентировался не на один фактор (престиж заведения), а на совокупность аргументов, в числе которых первостепенное значение имеет эмоциональный комфорт ребёнка, его психофизиологические особенности, способности и наклонности. Когда речь идёт о реальном, живом ребёнке, которому мы хотим только добра и счастья, использовать универсальное лекало — не комфильфо. Как считаете?
Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
2Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Как сформировать правильные привычки
«Что будет с моей территорией, когда на нее войдет другой человек?»
«Кто не рискует — рискует больше всех»
Имеем ли мы право на веру в чудо?
— Психолог
— Психолог
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии