Про предательство
Сегодня нередко приходится слышать слова «предатель», «предательство». Обман доверившихся – великое злодейство. Недаром Данте поместил предателей в девятый, последний, круг ада. Но есть понятия, с которыми надо обращаться обдуманно и осторожно. «Предательство» – из их числа. Давайте разберёмся, что такое предательство.
149106 мая 2022
1. Предатель лжёт?
Прежде всего, предателем (или изменником) называют того, кто втайне действует вопреки заявленным принципам.
1Например, говорит супруге или супругу: «Я тебя люблю!» – но тишком ходит налево. Или на всех углах кричит о вегетарианстве, а дома, задёрнув на кухне шторы, с наслаждением уплетает котлеты и шницели.
Если человек десять лет назад был вегетарианцем и сегодня по-прежнему им остаётся, его не очень логично будет обвинять в измене на том единственном основании, что лично вы десять лет назад относились к вегетарианству спокойно, а вчера пришли к мысли, что это увлечение вредное и опасное. Это вы стали по-другому смотреть на вещи – не он.
Впрочем, изменчивость отнюдь не равна измене. Убеждённый мясоед может сделаться вегетарианцем, безумная любовь – смениться безразличием. Даже горы и океаны меняют облик. Не меняются только полные идиоты.
Тот, кто честно и прямо заявляет о переменах в себе, не предаёт ни себя, ни окружающих.
Изменник же тщательно скрывает отречение, наружно сохраняя мнимую верность прежним принципам.
2. Предатель лжёт за деньги?
Другой вариант двойной игры, заслуживающий клейма «предательство», – слова и поступки, продиктованные корыстью, а не убеждением.
Обвинения в продажности вообше сложно избежать. Стоит сказать слово – и вот уже посыпались обличающие комментарии: «Сколько тебе заплатили, Иуда?!», «Какой недоумок поверит, что можно искренне одобрять (не одобрять) столь ужасные (прекрасные) вещи?!»
2Да, мы от природы склонны к недоверию и догматизму: своя точка зрения всегда представляется нам такой очевидно правильной, такой безупречной, такой единственно возможной…
Умный человек в состоянии отрешиться от ощущения собственной правоты, не изменяя себе, принять существование альтернативных взглядов на мир, иных нравственных ориентиров, иной оценки происходящего.
Человек ограниченный искренне убеждён: противоречить единственной безусловной истине можно только из полной неадекватности или же полной беспринципности. Заплатил кто-то этому крикуну (или просто задурил ему голову) – вот он и очерняет белизну, расшатывает устои.
На все подобные случаи есть одно простое правило: не обвиняй без доказательств.
Семь раз отмерь подтверждённые факты, откинь неподтверждённые домыслы. И только тогда режь правду-матку в своё удовольствие.
Обвинять кого-либо в непорядочности на основании слухов, догадок, аналогий и прочих косвенных соображений – непорядочно. Огульно обвинять в продажности и безнравственности на основании принадлежности к той или иной социальной группе, идейной общности («все они там…») – непорядочно и нелогично.
Когда вокруг раздаётся бодрое обличительное улюлюканье, когда под влиянием коллективного охотничьего энтузиазма из глотки так и рвётся призыв «Ату его!», важно вовремя отключить эмоции, отключить естественное желание присоединиться к тем, на чьей стороне сила, и включить мозги.
Вот конкретный человек. Что именно он совершил, за что его клеймят предателем? Что получил он за свои поступки? Получил ли он хоть что-нибудь хорошее? А плохое? Мог ли он в сложившихся обстоятельствах всерьёз рассчитывать на какой-то иной, благоприятный для себя исход?
Так что же это – младенческая неспособность соотносить причины и следствия (суну пальцы в розетку и посмотрю, что из этого выйдет) или готовность идти на жертвы ради убеждений?
Тех, кто жертвует собой во имя принципов, мы привыкли называть героями – если эти принципы нам близки.
3Так давайте оставаться в границах логики и не называть изменниками тех, чьи жертвы принесены во имя принципов, которые мы не разделяем.
3. Предатель ставит личные идеалы выше общественных?
И наконец, в переносном смысле слово «предатель» нередко применяют к тем, кто позволил себе пренебречь некими «всеобщими» (общечеловеческими или общенациональными) ценностями и смыслами.
На первый взгляд, это соображение может показаться убедительным: существуют же принципы, отрицание которых равносильно отрицанию жизненных интересов той большой человеческой общности, к которой ты принадлежишь?
А вот здесь полезно остановиться и задать себе (и окружающим) уточняющий вопрос: существуют ли?
Возьмём одну из базовых социальных аксиом, на которой держится любой «общественный договор», которую никто из нас не возьмётся оспаривать: жизнь человека священна, убийство является ужасным преступлением.
Для многих требование «не убий!» – это ещё и религиозная заповедь, безусловное принятие которой вытекает из самой сущности веры и никак не зависит от её рациональной обоснованности.
Но даже в отношении таких, казалось бы, очевидно «всеобщих» истин среди нас нет и намёка на согласие.
Один христианин молит бога о спасении неприятелей, второй – об их погибели, третий идёт защищать границы своей страны, четвёртый – с оружием в руках утверждать мир за её пределами.
Предают ли они свою веру?
4Нет. Просто в одни и те же истины они веруют по-разному – так что одна и та же истина в трактовке двух единоверцев нередко распадается на два взаимоисключающих утверждения.
Тем более не может быть никакого естественным образом установившегося единомыслия применительно к таким частным и переменчивым категориям, как общественная мораль и пресловутые «интересы общества / государства». Хотя бы потому, что у «государства» и «общества» (как у любой другой отвлечённой категории, например, «космоса» или «добродетели») по определению не может быть никаких интересов, потребностей и желаний.
Они есть у конкретных людей, и все мы сходным образом видим их как результат (жизнь, здоровье, благополучие, счастье, свобода, личностная и профессиональная самореализация, общественное признание), но очень по-разному (исходя из особенностей личной психологии, полученного воспитания, социального окружения, имеющихся возможностей и т.п.) осмысляем возможности их осуществления.
Задачи государства как социального института состоят не отстаивании абстрактного «общественного интереса», а в поиске и поддержании баланса между вступающими друг с другом в трудноразрешимые противоречия интересами разнообразных социальных групп.
Обратим внимание на формулировку: речь идёт не о подчинении интересов всех условных меньшинств интересам (точнее, устоявшимся привычкам и прихотям) условного большинства. Эту краплёную карту любят разыгрывать идеологи «общественного согласия». Речь идёт о выработке взаимоприемлемого компромисса, так или иначе учитывающего запросы всех коллективных субъектов социального процесса.
4. Предатель не понимает, как важно сохранять единство перед лицом испытаний?
Нередко приходится слышать и такую аргументацию: особое мнение – роскошь благополучного времени; бывают трудные периоды, когда нужно отложить в сторону все разногласия, чтобы согласованно ответить на бескомпромиссные вызовы эпохи.
Нужно ли приневоливать себя (а тем более — других) к молчанию, чтобы не создавать в обществе идейных диссонансов?
В кризисных обстоятельствах цена неверного решения особенно высока (порой фатальна), и в голосах немногих куда чаще слышен спокойный голос разума, чем в согласованных выкриках большинства.
Кроме того, нужно правильно соотносить причины и следствия. Консолидация – не результат принуждения всех несогласных к наружному единству. Она либо складывается, либо не складывается естественным образом.
Насильственно симулировать общественное согласие вопреки его отсутствию – пагубная практика.
Это был длинный текст. Но итог его будет коротким.
Слова не лгут. Словами лгут люди.
Давайте использовать слова правдиво.
Оригинал на сайте автора.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
19925930135
Записи автора
«Мы сами были в чём-то виноваты, Мы сами где-то Проиграли Бой»
111314 октября 2022
123011 октября 2022
«Коты в разгаре яростной борьбы друг друга хлещут лапами по рожам...»
101510 октября 2022
Рабочий дом, или новая жизнь старых слов
205415 сентября 2022
Шесть правил хорошего лингвокреатива
158908 сентября 2022
164324 августа 2022
1601310 апреля 2022
Функционально-юридическая неграмотность
124122 января 2022
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии