Рабочий дом, или новая жизнь старых слов

Тем, кто читал литературную классику XIX века, хорошо знакомо словосочетание «работный дом». Так назывались учреждения, занимавшиеся принудительной социализацией нищих, мелких преступников, «падших» женщин.

169515 сентября 2022
Рабочий дом, или новая жизнь старых слов

В недавнем путешествии по Уралу в малых городах (с населением до 50 тысяч человек) нам очень часто попадалось это объявление. Благотворительная организация под названием «Рабочий дом» предлагает людям, оказавшимся в критических обстоятельствах, еду, работу и крышу над головой.

Тем, кто читал литературную классику XIX века, хорошо знакомо словосочетание «работный дом». Так назывались учреждения, занимавшиеся принудительной социализацией нищих, мелких преступников, «падших» женщин. Первые работные дома появились в Европе в XVI веке как результат общей гуманизации нравов в эпоху Ренессанса. Вместо того, чтобы игнорировать, изолировать или, того хуже, сурово карать тех, кто в силу разных причин выпал из социальной иерархии, попытаться вновь сделать их полноправными членами общества – сама идея для своего времени была революционной. Но, увы, в жизнь она проводилась при помощи старых, добрых методов, унаследованных от не страдавшего излишней сентиментальностью Средневековья.

1

Режим в работных домах мало чем отличался от тюремного. Семьи разлучали: детей отбирали у родителей, жёнам не разрешали видеться с мужьями. За малейшее нарушение дисциплины постояльцев бросали в карцер, уполовинивали им и без того скудный паёк. Разумеется, очень многое зависело от начальника или начальницы конкретного работного дома – далеко не все из них были бессердечными чудовищами. Но в целом, за немногими счастливыми исключениями, подобные заведения пользовались крайне дурной славой. Благородная идея перевоспитания трудом обернулась узаконенной эксплуатацией бесправных, лишённых всякой надежды на лучшее будущее людей, усугубляемой систематическим унижением их достоинства.

В России с инициативой учреждения «смирительных домов» выступил Пётр I. Но практическую реализацию она получает лишь в конце XVIII века, в правление Екатерины II.
Само название «работный дом» возникает по аналогии с английским словом «workhouse». Встречаются и другие номинации, в частности «рабочий дом», но широкого распространения они не получили.

Ко второй половине XIX столетия взгляды на задачи и методы трудового перевоспитания существенно меняются. Чтобы уйти от устойчивых негативных ассоциаций, связанных с термином «работный дом», отечественные благотворители начинают активно использовать обозначения, которые подчёркивают идеи добровольности труда и социального сплочения в процессе совместной созидательной деятельности, – «дом трудолюбия», «муравейник» и т.п.

К концу XIX века словосочетание «работный дом» полностью выходит из активного употребления. Столетие (а иногда и несколько десятков лет) – достаточный срок для того, чтобы некогда одиозная словесная конструкция возродилась в прежнем виде (с поправкой на современную словообразовательную норму), не обременённая прежними отрицательными коннотациями. Будем надеяться, что рабочие дома окажутся много более успешным социальным проектом, чем работные, и выражение «рабочий дом» не повторит печальную судьбу своего предшественника. Но прежде всего будем надеяться на то, что уже в недалёком будущем отпадёт сама необходимость в подобных учреждениях.

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 113 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 103 человека



























Блог-пост

Дмитрий Гусев

— Врач-психотерапевт, аналитический психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

83012 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

93611 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

125706 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

1434203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх