Как скажутся на качестве обучения единые программы?

Госдума приняла изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые вводят федеральные основные образовательные программы (ФООП) вместо примерных основных образовательных программ (ПООП).

92221 сентября 2022
Как скажутся на качестве обучения единые программы?

Давайте посмотрим предысторию этого закона. В Законе «Об образовании» 1992 года была записана норма о том, что содержание образования должно быть включено в стандарты. Но этого не было сделано, и в 2007 году была принята новая структура стандарта, из которого содержание вообще убрали, а оставили только требования к условиям, структуре образовательных программ и результатам подготовки выпускников.

Мы неоднократно предлагали вернуть содержание в тело стандарта, при этом у школ оставалась бы возможность реализовать одно и то же содержание с помощью разных образовательных программ. С нами никогда не соглашались ни правительство, ни системные либералы, а теперь мы получили конструкцию гораздо более жесткую, чем та, которую предлагали мы.

По данному закону для нас обязательными являются не стандарты, а сама образовательная программа. Правда, написано, что эта программа будет учитывать углубленное изучение различных предметов, но посмотрим, как это будет выполняться на практике. Нужна золотая середина – единство многообразия. С одной стороны, мы должны обеспечить единство образовательного пространства, потому что это ненормально, когда ученик переходит из одной школы в другую и попадает в совершенно иное образовательное пространство. Для того, чтобы обеспечить единое образовательное пространство, достаточно иметь единые образовательные стандарты, включающие содержание образования. Но при этом мы не должны лишать возможности школы и учителей работать по авторским программам, вносить что-то свое полезное в школьное образование.

Согласно новому закону, по шести предметам школы не смогут разрабатывать свои образовательные программы. Это русский язык и литература, история, география, ОБЖ, обществознание, если говорить об основной и средней школе. Это предметы, формирующие гражданина, поэтому преподавать их надо будет строго по единым ФООП. При этом говорится, что школы могут не разрабатывать собственные программы, и это опасный соблазн использовать уже готовые шаблоны, чтобы не писать огромное количество бумаг. Школы с углубленным изучением шести перечисленных выше дисциплин вправе перераспределять часы от изучения тех предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу так называемых «основных», хотя я считаю, что второстепенных предметов не бывает. Многие депутаты высказывали опасения, что это приведет к свертыванию музыки, ИЗО, физкультуры, по которым ОГЭ и ЕГЭ не проводятся.

1

В советский период была единая программа, но хорошие учителя никогда буквально ей не следовали. Моя учительница литературы, чтобы мы лучше понимали Достоевского, кроме «Преступления и наказания» читала нам «Бедные люди», «Белые ночи». Точно так же и я, работая учителем истории в вечерней школе, одни темы давал обзорно, а другие более подробно, если считал, что они важнее. Например, важнее детям знать культуру эпохи Возрождения, чем какие-то подробности из жизни средневековых государств, которые никогда человек без исторического образования запомнить не сможет. Но тогда контроль был несравненно более слабым, чем сегодня. Учителю доверяли гораздо больше. За два с лишним года моей работы в вечерней школе ни один инспектор ни из какого надзора на мои уроки ни разу не приходил. А иначе у меня могли быть проблемы, потому что я рассказывал моим ученикам такие вещи, которых в учебнике никогда не было. Но зато ученики ходили за мной хвостом, потому что им было интересно, и они задавали острые вопросы. Сейчас степень контроля за деятельностью учителя гораздо больше, чем в СССР. Учителю надо больше доверять, если мы хотим, чтобы он творчески относился к своей работе.

Что касается учебников, то в законе написано, что министерство само будет заказчиком, оно будет формировать авторские коллективы и авторские права будут собственностью РФ. До сих пор разработку учебников брали на себя издательства, выпуск учебников они осуществляли за свой счет, после этого договаривались с регионами о сбыте. В законе есть важное несоответствие: с одной стороны, в нем написано, что он не потребует расходов из федерального бюджета, с другой стороны – поверить в это невозможно. Минпрос будет разрабатывать учебники, формировать авторские коллективы, которым нужно платить, и неизвестно, найдутся ли желающие работать за деньги, выделенные на госзаказ. Сейчас авторы получают деньги в основном не за разработку, а за реализацию учебников. Если встанет задача переработки учебников, то надо обратить внимание на стиль изложения – он переусложнен и непонятен детям.

Пока трудно строить прогнозы, но очевидно, что все будет так, как скажет Минпрос. У нас в последнее время законы принимаются с большим количеством отсылочных норм. Поэтому дальнейшая судьба образования будет зависеть от министерства, а не от того, что написано в законе.

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Олег Смолин

Фото:vogazeta.ru

Теги:Образованиешкола


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 116 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 106 человек



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

«Кто я?»


17725.07.24
Юлия Купрейкина

Юлия Купрейкина

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

375312 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

383411 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

385906 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3875203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх