Путешествие Базарова в рай

Смотреть спектакль «Отцы и дети» в «Пятом Театре» надо хотя бы потому, что это очень красиво. Это, конечно, не пересказ, а фантазия на темы «Отцов и детей». Нас погружают не в мир усадебной жизни, который так подробно описывал Тургенев, а в мир душевных переживаний героев.

172005 ноября 2022
Путешествие Базарова в рай

Художник Альберт Нестеров поместил героев романа Ивана Тургенева не в декорации 19-го века, а в фантазийное пространство.

С одной стороны, оно символизирует то самое хрестоматийное противостояние «отцов» и «детей»: сцену заполняют невероятно красивые цветущие деревья и кустарники (ведь в усадьбе Николая Петровича Кирсанова — всюду сирень), но красота эта заключена в стеклянные кубы и словно заспиртована (ведь молодой исследователь Евгений Базаров пытается разъять и систематизировать всё живое).

1

С другой стороны, пространство это способно отражать, проецировать душевные состояния героев благодаря сложному, постоянно меняющемуся цвето-световому рисунку, рождающемуся внутри этих кубов; благодаря свето-теневым проекциям, звукам... Работа художника по свету Сергея Гаевого заслуживает отдельного упоминания.

Постановка режиссёра Людмилы Исмайловой хотя и довольно подробно следует сюжетным линиям романа, но это, конечно, не пересказ, а фантазия на темы «Отцов и детей». Нас погружают не в мир усадебной жизни, который так подробно описывал Тургенев, а в мир душевных переживаний героев. И переживают они не только бури страстей, но и минуты абсолютной гармонии, счастье принятия жизни.

Имение Кирсановых — это, конечно, райский сад. Здесь все в белом. Здесь царит любовь. Даже слуги (Елена Заиграева и Вячеслав Болдырев) словно идиллические пейзане в белых рубахах, с венками на головах, в основном, обнимаются да целуются. И переполняющая их любовь словно изливается на окружающих. В недоумение их могут привести только странные рассуждения господ. И не важно, о чём спорят, не понятно — зачем? Ведь можно просто любить! Они и барина своего Николая Петровича любят искренне и безусловно.

Да и как его не любить? Ведь он — взрослый ребёнок в шортах и гольфиках. Борис Косицин наделяет своего героя таким обаятельным простодушием! И как же он счастлив, когда Аркадий признаёт в сыне Фенечки брата! А уж когда Павел Петрович берёт с него слово жениться на Фенечке, буквально растворяется в чувстве братской благодарности.

И вот в этот рай прибывают двое молодых бунтарей, не признающих чувств. Они, как чужаки, в тёмных одеждах. «Главное, что дважды два — четыре. Остальное не важно», - как мантру повторяет Евгений Базаров (Дмитрий Исаенко). И ведёт он себя соответственно: демонстративно нарушает все каноны этикета. Почти всегда при нём - сачок и банка с выловленными для опытов лягушками. Прямо как копьё и щит у Дон Кихота, ведь он тоже верный рыцарь, но не ветреных дам, а строгой науки.

Конечно, его независимостью и отвагой покорён Аркадий Кирсанов (Егор Лябакин), его верный Санчо Панса. Но вернувшись в свой потерянный в университетской дали рай, он всё время оказывается перед выбором: следовать за своим другом, ниспровергателем ходячих истин, или стать частичкой этого рая? Вот он с восторгом в голосе представляет родным своего необыкновенного друга-нигилиста, а вот — выговаривает ему за то, что тот груб с дядюшкой. Он рад, что отец обрёл в Фенечке (Алина Синогина) любящую душу, что у него теперь есть маленький брат... Но что за этим: широта взглядов друга Евгения или райская любовь-принятие? Аркадий и сам не сразу в этом разбирается, но в конце концов делает выбор в пользу рая. Егор Лябакин как-то сказал: лучшее, что случилось с его героем — это то, что он избавился от Базарова. Да, во второй части спектакля он уже в белом, в райском, потому что чувство к Кате Одинцовой (Елизавета Кухтина) становится для него важнее любых идей.

2

Есть тут и сатирическая пара — последователь Базарова Ситников (Станислав Горенбахер) и «эмансипэ» Кукшина (Александра Урдуханова). Им не важен смысл «передовых идей», для них они — способ самопрезентации, возможность выделить себя в обществе. Поэтому и проговаривают они их с театральным пафосом, но без искренности. Лицо Кукшиной набелено так, что напоминает маску древнегреческого театра, Ситников прячет взгляд за тёмными очками. Но и у них есть свой рай: игра «в идеи» по-настоящему захватывает их, они счастливы. Вообще, дуэт «Ситников-Кукшина» можно показывать как отдельный балетный номер: в сложном пластическом рисунке (хореограф Дмитрий Малёнов) они раскрываются куда больше, чем в «модных» словах.

В конце концов Базаров остаётся один на один с этим раем. А тут ещё возникает на его пути невыносимо прекрасная Анна Одинцова (Мария Долганёва)! Не в белом, как все здесь, а в холодно-блестящем прозрачном одеянии, в дивной красоты головном уборе, созданном словно из цветов райского сада. Но нет, она вовсе не этого рая существо, поэтому и замечает её Базаров, поэтому и теряет покой. И теперь уже он оказывается перед выбором: вести Одинцову в этот всеобщий рай или сопротивляться, оставаясь, как ему кажется, верным себе? Одинцова, похоже, согласна на рай.

Но Базаров выбирает сопротивление. И каким же беззащитным оказывается он, неожиданно открывая для себя мир, где не только «дважды два — четыре», не только заспиртованные образцы растений, но запах цветов, шум дождя, мелодия вальса, детский смех... Где даже дуэль может закончиться не только примирением, но и принятием того, кто казался врагом.

Ведь Павел Петрович Кирсанов (Сергей Худобенко), в сущности, альтер-эго Базарова. Он, хоть и в белом, но в этом раю — наособицу. Его выправка, аккуратность («воротничок, точно каменный»), сдержанность, похожая на холодное презрение - вовсе не от аристократического «самоуважения», это способ скрыть боль потереявшего свой рай человека. А Базаров этого рая никогда и не знал, не нуждался в нём, оттого и презирал «аристократов» с их правилами. Но встреча и расставание с Одинцовой так меняют его, что неожиданно для себя самого он испытывает симпатию к Павлу Петровичу. А Павел Петрович, наконец, принимает его. 

Но упорный Базаров продолжает сопротивляться. Даже проявив слабость и заехав «по пути» к Одинцовой, он в очередной раз сбегает от возможности рая. И, наверное, сбежал бы окончательно, но тут, как бог из машины, его настигает смертельная болезнь. Только перед лицом смерти способен он принять любовь. Наконец-то «Енюшка» искренним чувством отвечает на любовь родителей (прекрасные Лариса Антипова и Дмитрий Макаров), а раньше он её просто не замечал. Наконец-то решается на откровенный разговор с Одинцовой и говорит, говорит с ней, пока не погружается во тьму. «Старая штука смерть, а каждому внове»...

Режиссёр назвала жанр своего спектакля «хроника пробуждения». По-моему, очень точно. Да, мы видим, как постепенно пробуждаются в человеке, привыкшем полагаться лишь на интеллект, душевные движения, и какого мужества требует от него само признание и принятие душевной жизни. Может, только после «старой штуки» - смерти - живая душа его и способна по-новому увидеть собственную земную жизнь? Не случайно в самом начале спектакля, словно в смертной темноте, бродит Евгений, бормоча про «дважды два — четыре» и останавливается у могильной плиты. И уже оттуда заново проживает своё путешествие в рай, принять который смог только ценой своей короткой жизни.

«Не будьте, как Евгений! Цените каждое мгновение жизни!», - словно говорят нам создатели спектакля. И ведь не поспоришь!

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

3

Автор:Елена Петрова

Фото:Олега Деркунского

Теги:Премьера«Пятый театр»


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

28221 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

26622 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

979104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3459114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4529210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6306106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1051812 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх