Наблюдение за наблюдающими

Драматический театр, кино и даже... опера! Всё смешалось в спектакле «Тайм-аут» новосибирского театра «Красный факел». Омичи увидели его на сцене Омской драмы благодаря фестивалю «Золотая Маска».

159211 ноября 2022
Наблюдение за наблюдающими

В центре сюжета драматурга Марины Крапивиной - житейская, в общем, история о «тяжёлой женской судьбе», о том, как «любила да не вышла замуж». И правда, соцработник Люда (Ирина Кривонос) таскает целыми днями пакеты с продуктами своим подопечным, выслушивает бредни выживающих из ума стариков и старух, терпит придирки начальства, поругивается с дочкой-студенткой... У Даши (Луиза Русанова) «всё сложно», но матери она свои проблемы не доверит, ведь как авторитет она для неё существовала лет до шести, а сейчас, в девятнадцать, дочь относится к матери снисходительно-покровительственно. Так что проживает Люда? Жизнь или затянувшийся тайм-аут в ожидании «настоящей» жизни?

Но спектакль Петра Шерешевского не об этом. Или не только об этом. Здесь основное пространство сцены заполняют полупустые стеллажи супермаркета, за ними скрываются декорации квартиры Люды, где-то между стеллажами — стол, который становится частью жилища очердной подопечной (или подопечного) главной героини. Но даже когда герои оказываются за этим столом, мы их почти не видим, поскольку перед ними — камера и оператор. Зачем? Верхнюю половину «четвёртой стены» сцены почти всё время занимает большой экран, на самой сцене — камеры, камеры, за работой которых внимательно следят операторы, вовремя подстраивая их так, чтобы мы видели крупные планы героев. То есть, хотя они и рядом, за их жизнью зрители следят, фактически, опосредованно. Поэтому им легко заглянуть в квартиру Люды, чуть ли не в её постель, хотя её жилище и расположено в глубине сцены, за стеллажами.

1

Не так ли мы следим и за жизнью друг друга в социальных сетях, судим о людях по картинке на аватарке, теряем приватность собственной жизни?

Эти самые «операторы» периодически оказываются участниками событий, тогда уж и их жизнь зритель видит крупным планом. Это и безвольный, но добрый Виталий (Олег Майборода), который (спасибо, соцсети!) узнаёт о том, что он — отец Даши. И некий Парамонов (Антон Войналович), ведущий соцсетей эстрадного певца, кумира Люды, который, оказывается, от его имени переписывается с ней в Одноклассниках, а она об этом и не догадывается.

Эстрадный певец уже и неотличим от своего виртуального образа. Его изображение проецируется не на «общий» экран, а на некий шаблон, повторяющий его очертания, но увеличенные до размеров его представлений о собственной значимости. Впрочем, и для поклонниц он — идеал, мечта, а не реальный человек.

По законам виртуальной самопрезентации существует и начальница Люды Ляшко (Владислава Франк). Производственные собрания проводит как оперные спектакли, ведь она — настоящая дива в блестящем длинном платье. На экране даже появляются титры со словом «опера», затем следует текст «либретто», из которого мы узнаём содержание очередного выступления госпожи Ляшко, которые композитор Андроник Тихонов превратил в арии. Её изображение проецируется на шаблон, увеличивающий рост так, что она становится недосягаемой. Окружающие превращаются в подыгрывающий ей оркестр - от бабалайки до электрогитары. А уж как прима выходит на поклоны! Зал рукоплещет её мастерству. Да, зрители тоже послушно играют свою роль.


Как тут не вспомнить Ги Дебора, который более полувека назад, задолго до появления соцсетей, назвал существующий миропорядок «обществом спектакля», где общественные отношения опосредованы образами? Каждый наблюдатель в любой момент может оказаться под наблюдением, то есть — стать объектом, «овеществиться», превратиться в образ.

В такой обобщённый образ мифологического бога Одина превращаются главные мужчины в жизни Люды: отец, эстрадный кумир Геннадий и пожилой подопечный Одинцов. Все эти роли не случайно исполняет один актёр (Денис Ганин): в жизни Люды они играют одну роль — предают её. Отец спивается после смерти матери, Геннадий о её существовании и знать не хочет, хотя она уверена, что общается с ним в Одноклассниках. Сделавший ей предложение старик Одинцов неожиданно умирает. Когда Ляшко объявляет об этом Люде в очередной арии, Одинцов, аккомпанируя диве на электрогитаре, с коварной усмешкой показывает язык...



Мифологическими норнами, скандинавскими богинями судьбы, оборачиваются и старухи-подопечные. Любящая раскинуть карты Кузнецова (Галина Алёхина) оказывается волшебницей Вернанди, определяющей настоящее. За двоих достающая Люду своими придирками Кнопкина (Александр Дроздов, Юрий Дроздов) — Урд, знающая прошлое. Скандалистка Гукасян (Юлия Новикова), пишущая на Люду жалобы, на самом деле — Скульд, определяющая будущее.

Так мир спектакля социального выходит в пространство транcцендентного, где роли/судьбы предопределены свыше.

Но почему три старухи пропали во время занятий скандинавской ходьбой? Норны ушли поливать корень мирового дерева Иггдрасиль? Или оставили, наконец, людей, предоставив им свободу воли?

Так может ли человек своей волей изменить собственную роль в социальном спектакле? Подвластна ли ему его жизнь? Один на один с этими вопросами остаётся зритель...


Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:с сайта red-torch.ru и из программки спектакля

Теги:Театрпремьерафестиваль«Золотая маска»


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 29 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 173 человека


























Notice: Trying to get property of non-object in /var/www/vomske.ru/data/www/vomske.ru/includes/classes.php on line 56

Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

20821 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

35619 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

61113 августа 2025

Валаам. Упрямство и послушание

Я тоже обрела смирение!

482112 августа 2025

Валаам. Поклонимся…

Удаленное место. Спокойное. Оконечность полуострова, окаймленная водами внутренних ладожских озер. Через пролив хорошо видна ферма. За деревьями виднеются плечи Владимирского скита.

61211 августа 2025

Стиль жизни

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

73529 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

156907 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

921104 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

2594223 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх