Наблюдение за наблюдающими
Драматический театр, кино и даже... опера! Всё смешалось в спектакле «Тайм-аут» новосибирского театра «Красный факел». Омичи увидели его на сцене Омской драмы благодаря фестивалю «Золотая Маска».
150411 ноября 2022
В центре сюжета драматурга Марины Крапивиной - житейская, в общем, история о «тяжёлой женской судьбе», о том, как «любила да не вышла замуж». И правда, соцработник Люда (Ирина Кривонос) таскает целыми днями пакеты с продуктами своим подопечным, выслушивает бредни выживающих из ума стариков и старух, терпит придирки начальства, поругивается с дочкой-студенткой... У Даши (Луиза Русанова) «всё сложно», но матери она свои проблемы не доверит, ведь как авторитет она для неё существовала лет до шести, а сейчас, в девятнадцать, дочь относится к матери снисходительно-покровительственно. Так что проживает Люда? Жизнь или затянувшийся тайм-аут в ожидании «настоящей» жизни?
Но спектакль Петра Шерешевского не об этом. Или не только об этом. Здесь основное пространство сцены заполняют полупустые стеллажи супермаркета, за ними скрываются декорации квартиры Люды, где-то между стеллажами — стол, который становится частью жилища очердной подопечной (или подопечного) главной героини. Но даже когда герои оказываются за этим столом, мы их почти не видим, поскольку перед ними — камера и оператор. Зачем? Верхнюю половину «четвёртой стены» сцены почти всё время занимает большой экран, на самой сцене — камеры, камеры, за работой которых внимательно следят операторы, вовремя подстраивая их так, чтобы мы видели крупные планы героев. То есть, хотя они и рядом, за их жизнью зрители следят, фактически, опосредованно. Поэтому им легко заглянуть в квартиру Люды, чуть ли не в её постель, хотя её жилище и расположено в глубине сцены, за стеллажами.
1Не так ли мы следим и за жизнью друг друга в социальных сетях, судим о людях по картинке на аватарке, теряем приватность собственной жизни?
Эти самые «операторы» периодически оказываются участниками событий, тогда уж и их жизнь зритель видит крупным планом. Это и безвольный, но добрый Виталий (Олег Майборода), который (спасибо, соцсети!) узнаёт о том, что он — отец Даши. И некий Парамонов (Антон Войналович), ведущий соцсетей эстрадного певца, кумира Люды, который, оказывается, от его имени переписывается с ней в Одноклассниках, а она об этом и не догадывается.
Эстрадный певец уже и неотличим от своего виртуального образа. Его изображение проецируется не на «общий» экран, а на некий шаблон, повторяющий его очертания, но увеличенные до размеров его представлений о собственной значимости. Впрочем, и для поклонниц он — идеал, мечта, а не реальный человек.
По законам виртуальной самопрезентации существует и начальница Люды Ляшко (Владислава Франк). Производственные собрания проводит как оперные спектакли, ведь она — настоящая дива в блестящем длинном платье. На экране даже появляются титры со словом «опера», затем следует текст «либретто», из которого мы узнаём содержание очередного выступления госпожи Ляшко, которые композитор Андроник Тихонов превратил в арии. Её изображение проецируется на шаблон, увеличивающий рост так, что она становится недосягаемой. Окружающие превращаются в подыгрывающий ей оркестр - от бабалайки до электрогитары. А уж как прима выходит на поклоны! Зал рукоплещет её мастерству. Да, зрители тоже послушно играют свою роль.
Как тут не вспомнить Ги Дебора, который более полувека назад, задолго до появления соцсетей, назвал существующий миропорядок «обществом спектакля», где общественные отношения опосредованы образами? Каждый наблюдатель в любой момент может оказаться под наблюдением, то есть — стать объектом, «овеществиться», превратиться в образ.
В такой обобщённый образ мифологического бога Одина превращаются главные мужчины в жизни Люды: отец, эстрадный кумир Геннадий и пожилой подопечный Одинцов. Все эти роли не случайно исполняет один актёр (Денис Ганин): в жизни Люды они играют одну роль — предают её. Отец спивается после смерти матери, Геннадий о её существовании и знать не хочет, хотя она уверена, что общается с ним в Одноклассниках. Сделавший ей предложение старик Одинцов неожиданно умирает. Когда Ляшко объявляет об этом Люде в очередной арии, Одинцов, аккомпанируя диве на электрогитаре, с коварной усмешкой показывает язык...
Мифологическими норнами, скандинавскими богинями судьбы, оборачиваются и старухи-подопечные. Любящая раскинуть карты Кузнецова (Галина Алёхина) оказывается волшебницей Вернанди, определяющей настоящее. За двоих достающая Люду своими придирками Кнопкина (Александр Дроздов, Юрий Дроздов) — Урд, знающая прошлое. Скандалистка Гукасян (Юлия Новикова), пишущая на Люду жалобы, на самом деле — Скульд, определяющая будущее.
Так мир спектакля социального выходит в пространство транcцендентного, где роли/судьбы предопределены свыше.
Но почему три старухи пропали во время занятий скандинавской ходьбой? Норны ушли поливать корень мирового дерева Иггдрасиль? Или оставили, наконец, людей, предоставив им свободу воли?
Так может ли человек своей волей изменить собственную роль в социальном спектакле? Подвластна ли ему его жизнь? Один на один с этими вопросами остаётся зритель...
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Фото:с сайта red-torch.ru и из программки спектакля
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 151 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 16 января 2025 года
89215 января 2025
Гороскоп на 17 января 2025 года
87716 января 2025
Гороскоп на 19 января 2025 года
82618 января 2025
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
39016 января 2025
44015 января 2025
50113 января 2025
84803 января 2025
Колдовать нельзя, а любить можно
69024 декабря 2024
Как Кристина Шапкина Красной Шапочкой стала
68914 декабря 2024
Открыть «Малахитовую шкатулку»
137712 декабря 2024
82808 декабря 2024
— Психолог
— психолог
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии