Теория социального научения Альберта Бандуры

Какие модели поведения демонстрируем своему окружению мы сами? Чему мы можем научить своих близких? И как мы можем изменить в себе то, что было когда-то приобретено от значимых для нас людей, но утратило свою эффективность в настоящем?

264606 декабря 2022
Теория социального научения Альберта Бандуры

Когда маленький ребенок в быту играючи копирует поведение взрослых, волна гордости и умиления накрывает наблюдателей. Вот он, как папа, с серьезным видом говорит по воображаемому телефону, а вот вторит за мамой и с нарочитой важностью благодарит продавца, получая заслуженное "подкрепление" в виде конфетки и слов похвалы. Поведение маленького человека говорит о том, что процесс социализации идёт полным ходом, ребёнок усваивает нормы и модели поведения посредством наблюдения, имитации и идентификации со значимыми людьми. Эти важные составляющие развития и обучения человека выделил канадо-американский психолог Альберт Бандура.

Будущий исследователь родился 4 декабря 1925 года в канадской деревушке Мундар в семье польско-украинских эмигрантов. Условия небольшого поселения располагали к тому, что мальчик много времени проводил на природе за играми с другими детьми, а вот с учебной составляющей все было не так радужно — в деревне было лишь два учителя на все предметы. Так случилось, что сразу после школы Альберт не смог поступить в университет, поэтому отправился на Аляску работать дорожным строителем. Заработав денег и подтянув знания по необходимым предметам, он все же поступает в Университет Британской Колумбии, оканчивая его в 1949 году со степенью бакалавра по профилю «Психология». В 1951 он уже магистр, а в 1952 получает степень доктора и отправляется по приглашению работать в Стенфордский университет, где выпустит массу ценных статей и более масштабных научных исследований в области психологии поведения человека. В 1964 году он получает звание профессора Стенфордского университета.

1

Существует мнение, что первичный интерес к поведению людей возник у Альберта Бандуры ещё в период работы на Аляске, когда ему довелось наблюдать за агрессивным, часто антисоциальным поведением окружающих. В учебные годы этот интерес подкрепился исследованиями фрейдистов, бихевиористов. Однако поведение по своей сути крайне многоаспектный процесс, поэтому каждое новое поколение учёных если и не опровергало, то дополняло эмпирическими данными ранее полученную информацию.

Живой интерес Альберта Бандуры был обращён к проблеме приспособления ребенка к миру, к тому, как дети усваивают общественные нормы и формируют устойчивые паттерны поведения. Наряду с классическим обусловливанием (И.П. Павлов) и оперантным научением (Ф. Скиннер) Бандура выделяет научение имитационное, так как считает, что для формирования нового поведения недостаточно влияния на объект награды и наказания, хотя их важность не отрицает. Ведомый исследовательским любопытством, в 1961 году Альберт Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо (ролик с экспериментом прикреплен к посту), анализ результатов которого позволил сместить научную парадигму, обращенную к бихевиоризму, в когнитивное русло.

Теория социального научения Альберта Бандуры не отрицает и не противоречит ранее выведенным постулатам, но дополняет их недостающими элементами. Так, в известную модель «стимул-реакция» Бандура вводит промежуточное звено, раскрывая его сложную составляющую по пунктам:
1. Внимание к действию модели.
2. Память о воздействиях модели.
3. Двигательные навыки, которые позволяют воспроизводить увиденное.
4. Мотивация воспроизвести увиденное.

Кроме того, учёный выделил специфические факторы подражания:
— Яркость, необычность, привлекательность копируемого поведения.
— Уверенность наблюдателя, что поведение модели является социально значимым и потому достойно подражания.
— Способности и возможности наблюдателя моделировать действия.
— Подкрепление или его отсутствие как со стороны других людей, так и самого субъекта.

Значительная часть исследовательского пыла Альберта Бандуры была направлена на изучение детской агрессивности. Его неоценимый вклад в науку позволил изменить представление не только о принципах воспитания вообще, но и о возможностях коррекции девиантного, антисоциального поведения детей и подростков. В 1969 году появляется труд Бандуры — «Принципы модификации поведения», в содержании которого раскрываются ценные идеи о влиянии когнитивной терапии на решение проблем подростковой агрессии, что в свою очередь позволяет интегрировать в общество тех, кто имеет существенные трудности с социальной адаптацией.

В 1970-х Альберт Бандура посвящает себя изучению другого вопроса, а именно тому, как вера в эффективность собственных действий влияет на активность деятельности человека.

Как и всякое научное открытие, теория социального научения Альберта Бандуры демонстрирует нам важность принятия на себя ответственности за свое поведение. Человек учится не только на своем опыте путем отбора наиболее эффективных стратегий поведения (классический бихевиоризм), но и наблюдая за опытом других людей. Какие модели поведения демонстрируем своему окружению мы сами? Чему мы можем научить своих близких? И как мы можем изменить в себе то, что было когда-то приобретено от значимых для нас людей, но утратило свою эффективность в настоящем? На эти и многие другие вопросы помогает отвечать научная психология и такие выдающиеся учёные, как Альберт Бандура.

 По традиции центр «Мой психолог в Омске» дарит всем желающим памятные открытки с изображением учёного. Если вы хотите получить такой памятный сувенир, напишите сообщение в группу.

2

 

Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1406104 ноября 2024

19 января

Открыть «Малахитовую шкатулку»

Открыть «Малахитовую шкатулку»

43612 декабря 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 149 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 126 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

19412208 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Светские хроники

Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

200904 декабря 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

2221129 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Кредо

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.

32201021 ноября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх