Детское воровство
Вряд ли можно найти семью, которая ни разу не сталкивалась с проблемой детского воровства в той или иной форме. Редкий ребёнок не поддавался искушению хотя бы раз: тайком съесть конфету, оставленную соседом по парте, взять без разрешения чужую игрушку или попросту отобрать.
98618 декабря 2022
В таких случаях дети часто поддаются сиюминутному желанию, даже не задумываясь о том, что поступают плохо. Здесь достаточно вовремя объяснить ребёнку, что есть «своё», а есть «чужое». Как правило, разграничивать эти понятия ребёнок начинает в возрасте трёх-пяти лет. До этого он может, не задумываясь, взять то, что ему понравилось (красивое, яркое, блестящее), если оно «плохо лежит». Здесь важно вовремя отреагировать, объяснить, что так делать неправильно. И что прежде чем что-то брать, обязательно нужно спросить разрешение: даже если вещь или игрушка лежит «просто так», наверняка у неё есть хозяин. Когда ребёнок эмоционально благополучен, без каких-либо проблем в семье и социуме, то он очень быстро поймёт, что хорошо, а что плохо, и постарается так больше не делать.
Если ребёнка не понимают в семье, не принимают в детском коллективе, он может начать воровать «из мести» или из желания заслужить особый авторитет среди сверстников. Бывают и случаи, когда дети могут брать чужое, но не пользоваться этим, а прятать в укромном месте, выкидывать. Например, ситуация: в семье два ребёнка, один из которых любимчик родителей. Второй из ревности прячет или выкидывает вещи первого. Корень проблемы здесь следует искать в поведении родителей, а не обвинять ребёнка. Аналогичные ситуации могут быть и в школе: ребёнок тайно берёт вещи одноклассников и прячет, или того хуже — подбрасывает их в портфель другому ребёнку, который может быть местным лидером и вызывать зависть. В данном случае обвинения, угрозы и наказания могут сделать только хуже. Такую проблему следует решать на уровне семьи и коллектива, в котором находится ребёнок. Например, грамотный и чуткий учитель постарается повысить его авторитет среди одноклассников, выделить его лучшие стороны. Также желательна работа с психологом. Однако не всегда удаётся достучаться до родителей, которые могут быть зациклены на своих проблемах и, более того, даже считать ребёнка их причиной. В этой ситуации психологу или учителю необходимо направить все силы на работу с ребёнком, постараться повысить его самооценку, объяснить ему, что воровство — это не выход из ситуации.
1Часто причиной воровства могут быть пробелы в воспитании. Причём речь здесь идёт не только о неблагополучных семьях. Родители могут просто не придавать значения тому, чтобы объяснить ребёнку простые истины, полагая, что всё и так очевидно. Потом они будут искренне удивляться: «Мы не верим, что наш ребёнок на такое способен! Ведь в нашей семье никто так не делал!» Ещё одной причиной детского воровства может быть слабое развитие воли, которое также связанно с недостатками воспитания. Если родители во всём контролируют ребёнка, он может расти несамостоятельным и инфантильным, не способным анализировать свои решения и поступки. Такой ребёнок никогда не подумает поставить себя на место «жертвы», подумать о её чувствах.
Самое главное, при общении с такими детьми — не пугать их, не обвинять голословно, иначе они ещё больше замкнутся в себе. Очень важно установить с ними доверительные отношения и понять истинную причину поступка. Возможно, ребёнок просто боялся сказать родителям, что ему хочется ту или иную вещь, и постарался «добыть» её самостоятельно. Также нельзя запугивать и обвинять ребёнка в воровстве, если он не был «пойман за руку». Это также может напугать и сделать только хуже, особенно, если его вины здесь нет.
Ещё один важный момент — детям обязательно нужно дать возможность исправить ошибку, т.е. вернуть вещь тому, у кого он её взял. Часто детям бывает стыдно подойти и признаться в содеянном. Поэтому нужно сделать это вместе с ребёнком, чтобы он ощущал поддержку. Очень важно, чтобы ребёнок понял, что так поступать не нужно, но при этом не взращивал внутри себя чувство вины. Очень эффективен в решении таких проблем игровой метод, когда в процессе игры ребёнок может поставить себя на место другого человека, прочувствовать его эмоции. Книги и мультфильмы, где раскрываются схожие ситуации, также могут произвести на ребёнка сильное впечатление, потому что дети, как правило, активно сопереживают персонажам, которые вызывают у них симпатию.
Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Изменяют все: и мужчины, и женщины. А причина тому...
135313 декабря 2024
Анатолий Скоромец: «Новый комплекс ГИДП словно симфонический оркестр»
105311 декабря 2024
1042111 декабря 2024
Выбор редакции
70300746433
Записи автора
«Я — страшный человек. Но самое обидное, что я в этом не виноват»
20013 декабря 2024
53315 ноября 2024
26302 ноября 2024
Как аргументировать прибавку к заработной плате
45129 октября 2024
49628 октября 2024
53423 октября 2024
Стоит ли связываться с мужчинами, у которых есть дети?
38518 октября 2024
Дневник сна: путеводитель к качественному ночному отдыху
36404 октября 2024
— психолог
— журналистка
— Поэтесса
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии