Увидеть своего ребенка по-настоящему
Нам бывает нелегко по-настоящему увидеть своего ребенка, ведь видение затуманивается нашими надеждами и опасениями. Сын может напоминать о нас самих, бывшем муже или другом ребенке. У нас может быть мнение о том, какой должна быть дочь, и мы искренне надеемся, что такой она и будет.
111710 января 2023
Помню, как на курсах подготовки к рождению ребенка был творческий мастер-класс по изготовлению старославянского оберега для малыша — «куклы-пеленашки». В процессе этого можно было представлять, какими способностями, чертами характера и внешности будет обладать сын или дочка, и впечатлительные будущие мамы с упоением фантазировали (я, конечно, тоже). «Предсказать» удалось только кудрявые волосы, за что дочь время от времени ворчит на меня, когда приходится их расчесывать. «Если бы ты знала, как это больно, никогда бы не загадывала такое желание», — говорит она.
«Правильно» видеть своего ребенка — задача со звездочкой, но наградой могут стать более приятные отношения, более разумные ожидания и меньшее количество конфликтов. Благодаря точному видению собственного ребенка:
1— Мы можем узнать его уникальные способности и таланты, подкреплять их, заботиться о них и помогать ему узнавать, что в нем есть особенного.
— Мы можем интерпретировать его поведение в контексте того, кто он такой; мы не будем принимать естественную застенчивость за недружелюбие (многие родители обеспокоены, что дети не здороваются, приходя в гости, переживают, что их детей сочтут невоспитанными), а потребность в приватности — как отторжение (некоторые родители откровенно пугаются желанию ребенка иногда побыть в одиночестве, опасаясь, что с ним «что-то не так»). В этом контексте даже негативное поведение оказывается гораздо более понятным и предсказуемым.
— Это может помочь нам сфокусироваться только на изменении поведения, которое приносит ребенку вред и изолирует его в социуме, или поведения, деструктивного для семьи.
— Дети, которые чувствуют, что их действительно понимают, могут позволить себе быть настоящими. Им не приходится прятать какие-то свои части из-за страха быть отвергнутыми. Если мы принимаем своего ребенка полностью – и «хорошее», и «плохое» в нем — ребенок сам себя может принять.
Это упражнение призвано помочь вам взглянуть на своего ребенка и увидеть смысл в том, что вы обнаружили.
В течение недели описывайте вашего ребенка в своем блокноте. Представьте, что пишите для того, кто никогда его не видел (например, для дальнего родственника или школьного друга). Убедитесь, что описываете его со всех сторон: физической, социальной, интеллектуальной, эмоциональной.
Как ваша дочь ведет себя в школе?
Что ей нравится делать, когда она одна?
Что сердит вашего сына, радует, удивляет?
Что он лучше всего умеет делать? А что у него не получается?
Как ваш ребенок удовлетворяет свои потребности: в безопасности, внимании, любви?
Что в вашем ребенке труднее всего принять?
В чем ваш сын похож на вас? А в чем отличие?
Вашей дочери комфорте в условиях системы или свободы?
Что она предпочитает: порядок или хаос?
Что она любит: музыку, спорт, рисование, книги или математику?
Описывайте как можно более детально и добавляйте записи всю неделю. Вы заметите, что чаще думаете о своем ребенке и внимательнее смотрите на него, чем когда-либо с самого его рождения. Вы можете обнаружить качества, которые раньше не замечали, или пересмотреть свое прежнее мнение. Когда я сама делала это упражнение, мне удалось осознать, что я по-прежнему считаю свою дочку «маленькой и невнимательной, которой по пять раз нужно повторять одно и то же», как еще несколько лет назад. Описывая ее сейчас, я поняла, как сильно она изменилась.
2Чтобы дополнить свое описание, обратитесь к другим людям, знающим вашего ребенка – учителям, друзьям, родителям подружки/друга. Вы можете удивиться (или приятно обрадоваться) какому-то качеству, которое заметили другие, но никогда не замечали вы. Наша учительница, например, сказала, что дочка очень чувствительна (это не было секретом), а еще может стать хорошим журналистом (то, что приятно удивило). Превратите это описание в «поиск сокровищ», поиск талантов. Посмотрите на семена, которые прорастут, на потенциал. Будьте честными и насчет ограничений своих детей, раздражающих привычек и качеств, которые являются источниками конфликтов.
Теперь прочитайте описание и подчеркните положительные и отрицательные качества вашего ребенка. Составьте два списка: в первом будут все положительные черты, таланты, способности, интересы, потенциальные области развития, о которых вам хочется позаботиться, а во втором – отрицательные качества, ограничения, потенциальные трудности и плохие привычки.
Посмотрите на список позитивных качеств и выберите 2-3 пункта, которые вам хочется укрепить прямо сейчас. Чтобы подкрепить позитивное поведение стоит обращать внимание на проявление способностей, талантов, навыков во многих ситуациях (в школе, дома и т.д.). Порой на них нужно указать, ведь ребенок может не видеть их в самом себе – найдите возможность похвалить ребенка (и при других людях тоже). Давайте ребенку возможность чаще демонстрировать свои способности, ведь чтобы развивать и укреплять их, нужна практика. Так он научится ценить свои таланты и видеть себя способным и особенным в этих областях (даже если ему будет трудно с чем-то справляться в других областях, он будет чувствовать, что с ним все в порядке).
Взгляните на список с негативными качествами и подумайте о том, что все действия ваших детей вызваны их попыткой удовлетворить свои потребности (это верно вне зависимости от того, насколько успешно их потребности удовлетворяются и приемлемо ли их поведение). Если ребенок дерется, хвастает или ведет себя «как маленький», то он в чем-то нуждается. Это может быть внимание, меньшее давление или большая ответственность. Непослушный сын может нуждаться в установке последовательных ограничений своему поведению или ему нужно, чтобы в жизни был выбор. Дочь, которая ворчит или ноет, может нуждаться в этот момент в вашем исключительном внимании, чтобы суметь выразить свое желание и почувствовать, что вы ее слышите. Во многих случаях, сумев определить, какая потребность сейчас выражается, вы можете помочь ребенку удовлетворить ее более приемлемым способом.
Какая потребность выражается этим поведением?
Могу ли я увидеть позитивное качество, выраженное этим поведением?
Как я могу помочь своему ребенку выражать это качество и удовлетворять потребности более позитивным образом?
Некоторые виды поведения могут игнорироваться, ведь если вы посмотрите на список еще раз, то можете заметить, что некоторые из пунктов – дело вкуса, предпочтения или личного стиля, и не стоит тратить время и энергию на изменение этих атрибутов. Устанавливайте ограничения, чтобы защитить своего ребенка, и берегите собственное душевное благополучие!
Оригинал на странице автора Вконтакте.
3Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 150 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 21 декабря 2024 года
106920 декабря 2024
Гороскоп на 22 декабря 2024 года
97121 декабря 2024
«Авангард» чудом взял одно очко у «Металлурга»
85623 декабря 2024
Выбор редакции
1191431121
Записи автора
«Принять дискомфорт – чтобы вернуть свою жизнь»!
53218 октября 2024
О терапии принятия и ответственности
36812 октября 2024
Зачем нам одобрение окружающих людей?
72419 июля 2024
44616 февраля 2024
57918 января 2024
«Наше мнение»: что это и нужно ли им делиться с окружающими?
69309 декабря 2023
Можем ли мы спланировать будущее, наполненное смыслом и счастьем?
69015 ноября 2023
54928 октября 2023
— Архитектор
— Психолог
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии