Сколько людей, столько и мнений

Падающий с неба снег подарил мне чувство комфорта, уюта и спокойствия. А теперь представим, что у моего соседа налипающие на машину хлопья вызывают раздражение. У дворника своё мнение... Почему так происходит? Почему одно и то же явление действительности вызывает у нас разные эмоции?

110419 февраля 2023
Сколько людей, столько и мнений

На днях в Омске шел снег. Крупные бесформенные хлопья лениво падали на землю. Пока варился мой карамельный кофе, я наблюдала через окно, как дворник медитативно чистит дорожки, а сосед обметает автомобиль, резкими движениями отсекая со стекол подтаявший лёд. «Прямо экспозиция к моему новому посту», — подумала я и села писать. Образ снегопада нередко используется мной на сессиях, когда я хочу доступным способом объяснить клиенту, что такое интерпретация событий и почему важно понимать, как работает этот механизм психики.

Помню, в детстве у меня была энциклопедия, где были перечислены и описаны различные явления природы с точки зрения физики, химии, географии и прочих наук. Снег там тоже был. И поскольку это была энциклопедия (научный стиль), то, разумеется, никаких эмоционально-окрашенных характеристик там замечено не было. Голые факты, впрочем, как и в жизни. Нашу повседневность наполняет множество событий, явлений, которые сами по себе ничего не значат, они просто есть, они просто случаются: идёт снег, светит солнце, люди едут на работу и обратно, на тротуаре валяется упаковка из-под чипсов, под тяжестью фруктов рвется пакет с апельсинами, малолетние школьники ругаются матом, а за стеной соседи занимаются сексом... Но как только мы начинаем взаимодействовать с этими элементами реальности (замечаем их, берём во внимание, наблюдаем, слышим, трогаем, ощущаем запахи..), в нас рождаются эмоциональные реакции, одни из которых тяготеют к дискомфорту, другие дарят удовольствие. Причем на одно и то же явление действительности, событие, факт люди могут реагировать по-разному. 

1

Падающий с неба снег в то утро, когда я варила кофе, подарил мне чувство комфорта, уюта и спокойствия. А теперь представим, что у моего соседа налипающие на машину хлопья вызывают раздражение, дворник, напротив, радуется и бодрится. Почему так происходит? Почему одно и то же явление действительности вызывает у нас разные эмоции? 

Когда органы чувств передают информацию (изображения, запахи, звуки, вкусы, тактильные ощущения) из внешнего мира в центральную нервную систему, она обрабатывается там с учётом имеющегося у человека опыта и соотносится с актуальными потребностями человека. На самом деле это довольно сложный, многоуровневый процесс, но цель его — мониторинг среды на наличие угроз или ресурсов. Таким образом, мы даём оценку тем фактам и явлениям действительности, с которыми взаимодействуем в конкретный момент, чтобы понимать, насколько опасно или полезно то, с чем мы имеем дело. Иными словами, мы интерпретируем факты действительности, формируем мнение на их счёт, чтобы составить прогноз и разработать программу дальнейших действий. В этом нам помогают эмоции, которые сопутствуют интерпретации фактов. 

Мой мозг (с учётом опыта и актуальных потребностей) интерпретировал снегопад как эстетический стимул, как ресурс для удовлетворения потребности в комфорте, уюте, спокойствии, одним словом, в безопасности. Мои эмоции были приятными. Мозг соседа, в опыте которого раскрывается перспектива опоздать на важную деловую встречу, получить выговор от руководства или того хуже попасть в дтп, интерпретирует снегопад как помеху его комфорту и безопасности. В результате возникнут дискомфортные эмоции — тревога, раздражение. Ну а дворник, предположим, ещё накануне скучавший от безделья, радуется, что теперь ему есть чем заняться. Можно продолжить эту серию тремя школьницами, которые где-то в парке ловят снежинки языком, снимая ролик для соцсетей, будущие лайки и комментарии — плюс к потребности в признании. Или девушкой, которая направляется на собеседование и очень расстраивается от мысли, что произвести желаемое впечатление и понравиться потенциальному работодателю она не сможет, так как снег размазал тушь на ее ресницах...

«Как же красиво!»/«Я пропал!»/«Ну наконец могу не сидеть просто так»/«Должно круто получиться!»/«Я, наверное, ужасно выгляжу...» — пример разнообразных оценок, интерпретаций действительности, общим элементом которой выступает факт снегопада. То, что мы думаем по поводу этого факта, становится стимулом для наших эмоциональных реакций. То почему мы думаем именно так, а не иначе, определяется нашим опытом (представлениями о мире, о правильном и неправильном, о должном и не должном, стереотипами, установками) и актуальными потребностями, целями, задачами: расслабиться, не опоздать на работу, побороть скуку, успешно пройти собеседование и т.п.

Но далее возникает ещё один важный вопрос — что с того? Что с того, что я наслаждаюсь снежной красотой, дворник рад своему занятию, а мой сосед проклинает «непогоду»? Ничего. Ровно до тех пор, пока мы не станем взаимодействовать друг с другом. 

«Не правда ли чудесная погода, Николай Николаич?!» — улыбчиво может поинтересоваться дворник, проходя мимо соседа. Не зная, какие страшные картины разворачиваются в воображении соседа, он рискует навлечь на себя гнев или, в лучшем случае, пассивную агрессию. «Ну если вам по жизни больше нечем заняться и некуда спешить, то можно и полюбоваться снежком, Сергей», — саркастически заметит сосед. И вот уже снег никого не интересует: дворник считает соседа неприятным и заносчивым, сосед с пренебрежением думает о дворнике. Опыт каждого из мужчин пополнится соответствующими представлениями друг о друге, и в следующую их встречу уже при других обстоятельствах они будут интерпретировать слова и действия друг друга уже с учётом этой новой для них информации. 

Интерпретация фактов реальности (что мы думаем о событиях, объектах, явлениях) и эмоции, которые при этом возникают, очень тесно связаны между собой, в том числе во временной плоскости. Провести в моменте границу между анализом факта и вынесением вердикта на его счёт невозможно. Мгновенные эмоциональные реакции «узаконивают» наше мнение, которое нередко бывает ошибочным. Однако мы можем исследовать уже произошедший эпизод жизни, разбить его на составляющие: факты — интерпретация — эмоции, а затем обнаружить между ними такие взаимосвязи и закономерности, которые приводят к неудовлетворённости в жизни (например, конфликтам с любимыми, непринятию себя, страху публичности многому другому). Моя задача во время сессии помочь клиенту выявить эти закономерности и оценить их влияние на жизнь. Если они оказываются деструктивными, мы учимся находить альтернативу, учимся сомневаться и проверять истинность наших интерпретаций. А это, в свою очередь, развивает гибкость мышления — залог растущего качества жизни, гармоничных безопасных отношений с другими и самим собой.

 

2

 Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1574223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

65518 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

95203 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

224827 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх