Эмоциональный мир ребёнка
Ни для кого не секрет, что в детском саду и школе ребёнка могут научить разным «интеллектуальным делам», а потом с удовольствием зафиксировать «успехи» в баллах. Чего не скажешь о сфере эмоциональной, предмета «эмоциональная грамотность» не найти ни в одном школьном расписании, а ведь это важный аспект гармоничного развития ребёнка.
111607 марта 2023
Формирование эмоциональной грамотности – процесс долгий и не такой простой, как, например, сложение в столбик, как для ребёнка, так и для его родителей. Большинство родителей хотят, чтобы дети умели проживать и выражать эмоции, но при этом могли и контролировать их. Непростая задачка даже для некоторых взрослых, не правда ли?
Чем может помочь ребёнку «прокаченная» эмоциональная грамотность?
1. Понимание и наблюдение за собственными реакциями, опыт «проживания» своих чувств даёт возможность понимать чувства других людей:
— Что способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты.
— Благодаря чему развивается способность к эмпатии – принятию чужих чувств, осознанному сопереживанию и сочувствию, что в свою очередь способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями и является важной частью успешной семейной жизни в будущем.
— Что необходимо для формирования ответственности, ведь понимание чувств других людей позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.
2. Управление собственным поведением.
Понимание и «называние» своих чувств делает ответную реакцию на ситуацию менее спонтанной и неконтролируемой. Когда ребёнок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает своё настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать своё поведение.
Надеюсь, рекомендации (данные ниже) помогут прояснить, что же могут сделать родители как проводники для развития эмоционального мира ребёнка и обучения его навыкам эмоциональной грамотности.
1. Внимание к «первым» эмоциям малыша
Первые эмоции – это реакция ребёнка на чувства и эмоции взрослого в самом раннем возрасте (игры с родителями дарят заливистый детский смех, радость), а дискомфортные ощущения (колики или чувство голода) знакомят ребёнка со страхом, раздражением и отчаянием, а также с доверием и любовью, когда он чувствует себя значимым и услышанным. Именно в этот нежный период закладывается направление для развития эмоциональной грамотности.
2. Отражение чувств ребёнка
Основной навык для развития эмоциональной грамотности – это понимание своих эмоций. Мы можем помочь ребёнку научиться понимать самого себя, проговаривая вслух те эмоции, которые он испытывает («Я вижу, что ты сейчас очень сердишься», «Ты расстроился из-за сломанной игрушки» и т. п.). Ведь когда он радуется, злится или боится, то совсем не знает, что каждое его состояние имеет определённое название. Со временем он поймёт, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них. Чувства и эмоции можно сравнивать с явлениями природы или животными, лепить и рисовать их, использовать наклейки для «Дневника эмоций».
3. Демонстрация своих чувств
Родители – это живая модель для подражания, наблюдая за которыми ребёнок начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами (от радости и счастья до усталости, раздражения и печали). Мы можем озвучивать свои эмоции так же, как называли эмоции ребёнка. Для родителей очень важно быть «настоящим», чтобы помочь ребенку не убегать в страхе от своих естественных эмоций, а, принимая, учиться их регулировать. Для некоторых взрослых это может быть сложно, но учиться никогда не бывает поздно, развивайте свою эмоциональную грамотность вместе с ребёнком.
4. Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние
Уже с момента появления у ребёнка речи можно начинать проговаривать эмоции, сначала через альтернативные вопросы («Тебе интересно или скучно?», «Весело или грустно?»), постепенно усложняя «эмоциональный анализ». Даже простой ответ «да/нет» побуждает маленького человека прислушиваться к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения.
5. Признавайте любые эмоции ребёнка
Без обесценивания или желания как можно скорее «переключить» ребёнка можно подарить детям возможность почувствовать, что их слышат и понимают, а их эмоции важны, а также снизить «накал» эмоциональных переживаний.
Эмоциональная грамотность: умение понимать, распознавать и называть свои чувства, регулировать своё эмоциональное состояние, адекватно оценивать происходящее позволит вашему ребёнку «дышать полной грудью»!
1
Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
1191431121
Записи автора
«Принять дискомфорт – чтобы вернуть свою жизнь»!
50418 октября 2024
О терапии принятия и ответственности
34312 октября 2024
Зачем нам одобрение окружающих людей?
66719 июля 2024
42716 февраля 2024
56018 января 2024
«Наше мнение»: что это и нужно ли им делиться с окружающими?
65609 декабря 2023
Можем ли мы спланировать будущее, наполненное смыслом и счастьем?
66215 ноября 2023
53028 октября 2023
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии