Был и навсегда останется глыбой, айсбергом, отдельной планетой, вселенной омской истории

Ушёл Владимир Иванович Селюк. Один из самых известных (именно в смысле широкой известности, славы, общественного признания) и деятельных омских краеведов. Казалось, что его энергии хватит лет на сто…

1722107 марта 2023
Был и навсегда останется глыбой, айсбергом, отдельной планетой, вселенной омской истории

...поэтому принять тот факт, что больше его с нами нет, основная часть знакомых и лично не знакомых, но знающих как публичную личность, людей, пока не в состоянии. Всё это, несмотря на то, что уже было прощание, ритуальный зал, кладбищенская аллея и т. д. Ушёл он за несколько минут (буквально, меньше часа от «стало плохо на остановке» до морга). Ушёл в пути, на бегу, стремительно. Как и жил.

В отличие от многих коллег его возраста, его поколения, Владимир Иванович не стал для меня ни учителем, ни наставником, ни старшим товарищем. Я его не то что бы побаивался, но как-то, скажем, робел. Опасался его взрывного темперамента, ершистого, колючего характера, непоседливой и гиперактивной натуры. В моём окружении есть немало людей, которые таили на Селюка какие-то давние обиды, далеко не всегда отзывались о нём положительно. Видимо, поэтому я долгие годы и сторонился сближения, хотя это очень странно – заниматься историей Омска и при этом не общаться с Селюком.

1

Много лет мы были знакомы заочно, позже состоялось очное знакомство. Но даже после рукопожатия – общение не началось. Контакт наладился в результате курьёза, вызванного с одной стороны недостатком достоверной информации, а с другой – переизбытком нерастраченных краеведческих эмоций. И это очень «селюковская» история. Поэтому, не могу сегодня ею не поделиться.

Однажды вечером, года четыре назад мне позвонил ещё один известный омский краевед, исследователь Кировского округа и член «Общества коренных омичей», близкий соратник В.И. Селюка Владимир Константинович Шель. Уже не помню, как диалог дошёл до такого виража:

– Сергей Сергеевич, а правда что ли, что вы внук Ильи Ефимыча Бродского? (Прим. И.Е. Бродский – омский краевед, с ним вдвоём мы написали книги «Наш земляк Михаил Ульянов» и «Экскурсия по местам Ф. М. Достоевского в Омске»).
– Неправда. А с чего вы это взяли, Владимир Константинович?
– Да мне Селюк сказал. Я его спрашиваю: «Вы знаете Наумова?». Он ответил: «Конечно! Это внук Бродского».

Для меня было абсолютно очевидно, почему Владимир Иванович так решил. Видимо он увидел меня рядом с Ильёй Ефимовичем на каком-то мероприятии, а дальше, как всякий краевед-эрудит, «заплясал от шаблона»: цвет волос, черты лица, буква «р», некоторая нервность в облике и т. п. Стереотипы. Но куда ж от них денешься? Да и рассказывал это Владимир Иванович своим знакомым, как я понял, интонационно очень уверенно… Вообще, меня довольно часто принимают за человека какой-нибудь восточной национальности (но чаще, конечно, именно еврейской), поэтому слух этот позабавил, но не слишком-то удивил… Нет, как говорится, не подумайте дурного: я с глубочайшим уважением отношусь к замечательному еврейскому народу и был бы рад, если бы во мне присутствовала хотя бы капля еврейской крови. Но, чего нет, того нет (по крайней мере, пока, к сожалению, до евреев в роду докопаться не удалось). И значит, как ни крути, получается фальсификация истории. А этого я уже вынести не мог.

И вот я выждал момент, когда встретился мне в областной библиотеке им. А. С. Пушкина Владимир Иванович Селюк. Набрался смелости, подхожу и говорю:
– Здрасте, Владимир Иваныч! А чего это вы про меня слухи распространяете непроверенные?
– Чего я про тебя распространяю?!
– Нет-нет, я не с упрёком. Но информация-то неверная у вас. Я ни в каких родственных отношениях с Бродским не состою. Уж к счастью, к сожалению – не знаю. И доказательства сему факту у меня железобетонные. Вот приду к вам, на ваше «Общество коренных омичей» и покажу фотографию. Скажу: «Смотрите! Вот фото. 1950-е годы, начало. Вот угол улиц Дальневосточной и Театральной (тогда она называлась Украинской). Вот стоит девушка лет 15-16, вот рядом её школьная подружка-соседка того же примерно возраста. А вот паренёк рядом с ними, лет 7-8. Первую девушку зовут Нина, тогда её фамилия была Свиридова – это будущая бабушка историка и краеведа Наумова Сергея Сергеевича, а маленький паренёк сбоку – будущий председатель «Общества коренных омичей», директор Омского музея городского быта, краевед Селюк Владимир Иванович».
– Она жива?
– Жива. И передавала вам огромный привет!

2

Так мы разговорились с Селюком про планировку Омска 1950-х, деревянные дома на месте будущей Ленинградской площади, про его бабушку, мою прапрабабушку. Выяснилось, что они были не только соседками, но и, по словам Владимира Ивановича, находились в каком-то родстве, которое обычно называют приобретённым. Ну, в том смысле, что оно не является кровным (вроде сватов или чего-то подобного).

Вот так из мифологического родственника одного омского краеведа я превратился во вполне реального (пусть и очень-очень дальнего) родственника другого, не менее заслуженного и уважаемого. Этот примечательный факт, кстати, Владимир Иванович, будучи истинным краеведом, немедленно, там же – в «пушкинской» библиотеке, начал «ведать миру», обращаясь к оказавшимся рядом Валентине Георгиевне и Леониду Игоревичу Рыженко: «А мы родственники оказывается!»

Конечно, с тех пор я постоянно думал, как бы мне навестить Владимира Ивановича и раскопать, распутать, изучить и зафиксировать всю эту тему с родословной. Но был разгар пандемии, «Общество коренных омичей» не собиралось на Театральной, 7, домой напрашиваться не решался. Ладно, подождём. Потом… Опять встречаю Селюка где-то на публичном мероприятии:
– Надо мне как-нибудь обязательно к вам заглянуть всё-таки.
– О чём разговор? Заглядывай!
И опять... Чуть позже. Много дел, некогда. Ещё успеем. В другой раз… Какая же всё-таки дурацкая приговорка: в другой раз… А когда он этот другой раз? Может быть, его и нету в природе, другого раза?.. Остаётся только тоскливое чувство какой-то незавершённости, прерванности, недосказанности, пустоты.

Владимир Иванович Селюк, несмотря ни на что, несмотря на некоторые стороны и изъяны характера (в конце концов, все мы не без греха), был и, теперь уже навсегда, останется глыбой, айсбергом, отдельной планетой, вселенной омской истории (кстати, сегодня кто-то верно и к месту припомнил цитату: «Под каждой плитой – вселенная»). Он виртуозно владел мастерством рассказчика. И именно устной формой. Он был мастером краеведческой байки, прибаутки, хохмы, анекдота. В его рассказах, статьях и публикациях калейдоскопически сливались миф и быль, фантазия и реальность, сочетались историзм и вольности публицистического жанра. Всё в этих историях было выпуклое, выпирающее, не терпящее условностей, рамок и границ, но такое яркое, сочное, образное. А не это ли самое главное в популяризаторской стороне краеведческой работы?

Ну и уж не буду говорить, что он был подвижником, как у него болела душа за Омск... Это многие вспомнят и скажут.

От себя лично ещё добавлю, что навеки буду благодарен Владимиру Ивановичу за статью 1990 года в «Вечернем Омске» о моём двоюродном прапрадеде Никандре Андреевиче Фёдорове. А сотни и тысячи других омичей, весь наш город будут благодарны ему за собранную по крупицам коллекцию, за мемориальную арку в честь умерших в омских госпиталях воинов, за аллею литераторов, за памятные доски, которые он своими руками прибивал к стенам домов, за его книги, за десятки и сотни других добрых и нужных дел.

3

Разумеется, этот день и вечер прошли у меня под думы и рассуждения о бренности бытия. И вспомнилось как заканчивается фильм «Гладиатор»: «Мы ещё встретимся. Но не сейчас, не сейчас». К сожалению, на меня пока не снизошла вера, что есть какие-то другие миры и потусторонние реальности. Но, с другой стороны, укоренившийся в натуре скептицизм, а также приверженность агностицизму, позволяют допускать всё, что угодно и верить в возможность чего бы то ни было. Поэтому, перефразируя цитату из кино, хочу сказать: «Может быть, ещё встретимся и поговорим про старый Омск и краеведение. Но не сейчас, не сейчас».

Автор:Сергей Наумов

Фото:автора, Натальи Храповой, из архива Татьяны Мамакиной, Виктории Булучевской, БУК «Омские муниципальные библиотеки», ОГОНБ им. А. С. Пушкина

Теги:утратаВладимир Селюк

Комментарии

























Блог-пост

Дмитрий Гусев

— Врач-психотерапевт, аналитический психолог

Нина Жарый

— Путешественница на пенсии


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

18721 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

34019 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

60113 августа 2025

Валаам. Упрямство и послушание

Я тоже обрела смирение!

475112 августа 2025

Валаам. Поклонимся…

Удаленное место. Спокойное. Оконечность полуострова, окаймленная водами внутренних ладожских озер. Через пролив хорошо видна ферма. За деревьями виднеются плечи Владимирского скита.

61111 августа 2025

Стиль жизни

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

73329 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

156507 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

911104 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

2581223 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх