Сложносочиненное

Есть такие фразы, элементы которых связаны и по смыслу, и интонацией, но каждый может существовать и сам по себе: нет «главного» и «придаточного». Их называют сложносочинёнными предложениями. Таким сложносочинённым высказыванием — и по содержанию, и по форме — стал спектакль «Небо позднего августа» в Омском академическом театре драмы.

1458115 марта 2023
Сложносочиненное

Режиссёр Петр Шерешевский взял три пьесы современных драматургов и соединил их, но не последовательно, как можно было предположить, узнав, что спектакль идёт в три акта с двумя антрактами. Три истории развиваются параллельно. Впрочем, слово «развиваются» здесь, пожалуй, не совсем точно. Герои драматургов Тони Яблочкиной, Ивана Антонова и Игоря Яковлева существуют словно в дурной бесконечности, из которой хочется выпрыгнуть, но не понятно, как это сделать.

Благополучный Алексей (Руслан Шапорин) испытывает отчуждение по отношению к близким — жене и сыну. Поставив на паузу (видимо, в связи с пандемией) бизнес в Москве, он с семьёй оказывается где-то в Подмосковье, где купил землю и трактор. Но это, как выясняется, никому не нужно. «В Москву! В Москву!» — кричит жена (Алина Егошина). Сын (Леонид Калмыков) живёт первыми радостями и горестями взросления. Да и сам Алексей здесь, как застрявший в грязи трактор: «Живу просто так». Жена упрекает его в том, что он ни принимать, ни проявлять любовь не умеет, но признаёт, что и сама такова. Впрочем, «у него была собака, он её любил»: только выгуливая своего Бакса, он испытывает покой. Надолго ли? Почему вдруг начинает делать попытки опекать бывшую подчинённую (Кристина Лапшина), с которой в офисе и не общался? Случайно ли и у неё, и у жены Алексея одно имя — Лена, или это сублимация, попытка выйти из разрушенных отношений через создание новых? Но если он ищет новых отношений, почему отвергает «нападение» юной, дерзкой и влюблённой Маши (Мария Макушева)? Или он уже не верит в то, что может хоть что-то изменить?
Что будет, если я сегодня умру? — спрашивает он.
Ничего, — честно отвечает влюблённая Маша.

Музыкант Толик (Егор Уланов) в творческом кризисе. Публика пока не понимает его произведений, а ему так хотелось рассказать, что именно сейчас, правда, только во сне, он восстанавливает отношения с умершим отцом. Жена (Мария Токарева), как выяснилось, в первую очередь — продюсер, и музыкант в творческом кризисе ей не нужен. Толик таксует, чтобы вернуться в родной Воронеж и отмстить прапорщику Кувшинову, сломавшему когда-то его гитару. Навигатор-Алиса красивым голосом Екатерины Потаповой всё время предупреждает: «Вы отклонились от маршрута», — но кого бы и куда бы он ни вёз, маршрут предлагается всегда один и тот же. Остаётся лишь напиваться с другом Семёном (Иван Курамов) и отбиваться от телефонных звонков обеспокоенной его образом жизни мамы. Впрочем, Толик всё же доезжает до Воронежа, но в его жизни ничего не меняется. Разве что напивается он теперь с бывшим сослуживцем Шкуркиным (Олег Теплоухов), тем более, что и повод есть: поминать ушедших, «как положено музыкантам, от водки» друзей. И ждать встречи с ними...

Валерий Петрович (Николай Михалевский) восхищается своим ровесником и тёзкой Валерием Леонтьевым, до сих пор лихо поющим про «светофор зелёный в жизнь влюблённый». А сам он с жизнью прощается. И прощается со своим дачным участком, который начинал когда-то обустраивать вместе с покойной женой. Вроде бы, он — в кругу семьи: дочь (Екатерина Потапова), зять (Александр Гончарук), внук (Андрей Агалаков), его девушка (Вера Фролова). И близкие, вроде бы, готовы выполнить его волю — снести самую старую яблоню. Но насколько они искренни? Почему их бытовые, в общем-то, диалоги — про поиск резиновых сапог, про то, как лучше подпиливать корни старой яблони и т.п. — предстают то в виде академического выступления во фраках и концертных платьях, то в виде песен и танцев участников народного ансамбля — в сарафанах, косоворотках, под гармошку? Чувствует старик нарочитость, «концертность» их поддержки? Может, поэтому решает вообще избавиться от сада и продать его? Последний монолог Валерия Петровича — это постепенный отказ от жизни, добровольный уход. И здесь не важно, о чём он говорит, важно, что мы видим процесс угасания жизни... Но... Издали доносятся крики валящих старую яблоню родственников, и с воплем: «Не так надо!» — Валерий Петрович резво (Леонтьев бы позавидовал) устремляется к ним, исправлять ситуацию. Или в миры иные? Это уж каждому зрителю решать самому.



Вот такие разные истории переплетены в этом спектакле. В едином для всех героев пространстве сцены они разворачиваются параллельно. Пока одни, выхваченные светом, ведут разговоры, ссорятся и мирятся, другие на время остаются в тени, но могут продолжать заниматься своими делами — собирать пазлы, выпивать, играть в нарды, да просто спать. А потом свет выхватывает их, и продолжается прерванная на время другая история.

Поскольку герои пребывают в состоянии потерянности, то одна история как бы подсвечивает другую, усиливая ощущение бессмысленности существования, переживаемое каждым. Чувство, понятное дело, не из приятных. Неслучайно режиссёр предупреждал, что не собирается доставлять зрителю удовольствие и «поглаживать его по шёрстке». Не каждый ждёт от театра именно этого. Моя приятельница, например, ушла с середины второго акта: «Зачем мне груз чужих проблем? Моих там не было, а знакомиться с чужими, когда и своих-то немало, не хочется!». Но ведь и такое резкое отторжение — тоже яркая неравнодушная реакция. Большинство зрителей, конечно, остались до конца спектакля, ведь интересно не только о чём эти истории, но и как они рассказаны.

С одной стороны, там многое передано условно. Скажем, собака Бакс здесь — огромное, как конь, белоснежное изваяние. Алексей усаживается на неё верхом, и только растянувшись на её спине и обняв за шею, может успокоиться. Этот символ безусловной любви возвышается над погрязшими в мелких дрязгах людьми... А, например, для поездки Алексея или Толика на автомобиле достаточно пары стульев и немного соответствующих звуков: захлопывающейся дверцы, гудящего мотора, визжащих тормозов. И чуть-чуть пантомимы: рука на несуществующем руле, нога, жмущая на «педаль»... А прекрасный сад Валерия Петровича — вообще всего лишь мастерски выполненный макет. Сидит старик за огромным столом и рассматривает его. Может быть, уже оттуда, с неба позднего августа? Не случайно же герои существуют в белёсо-бесцветном пространстве сцены. Может, всем им уже оттуда грезится их земная жизнь?

С другой стороны, здесь есть и документальная достоверность. Те, чьи истории в данный момент на паузе, становятся ещё и видеооператорами: две камеры постоянно наблюдают за происходящим, а мы одновременно видим и общий план сцены, и крупные планы героев на большом экране над сценой. А когда камера наезжает на макет сада, он становится живым, настоящим, и мы понимаем, как он прекрасен!

Такое соединение театральной условности и свойственной кино достоверности потребовало от актёров искать особые средства выразительности. И они отлично справились! Скажем, «дуэль» Алексея и Маши. Они едут в машине, и девчонка вдруг начинает «завоёвывать» «дядю Лёшу», признаваясь ему в любви. Мария Макушева за словами прячет целую гамму чувств своей героини, но крупный план не обманывает: здесь и отчаянная смелость, и самоирония, и разочарование, и надежда. А главное — полнота жизни. Контрастируют с этим крупные планы Руслана Шапорина: почти лишённое мимики лицо, неподвижный взгляд... Но за этим «почти» — такая бездна! Такая отрешённость от живой жизни! И так, практически, с каждым героем: в крупных планах проявляются полутона, открывается скрытое, порой, и от самих себя.

Не только остроту документальности создаёт присутствие камер, но и рождает образы. Вот Алексей и Лена сидят за столиком кафе. Интерьер заведения украшает птичья клетка, и камеры направлены на героев через эту «преграду», поэтому на экране в клетке оказывается каждый из них. Что это за клетка? Она у каждого — своя. Можно ли из неё вырваться? И на это ответ у каждого свой. И на сцене, и в зрительном зале...

1

16+

Оригинал на странице автора ВКонтакте

Автор:Елена Петрова

Фото:Омский академический театр драмы

Теги:Театромскдрамапремьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

54418 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

86203 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

213327 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

206323 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх