Сложносочиненное
Есть такие фразы, элементы которых связаны и по смыслу, и интонацией, но каждый может существовать и сам по себе: нет «главного» и «придаточного». Их называют сложносочинёнными предложениями. Таким сложносочинённым высказыванием — и по содержанию, и по форме — стал спектакль «Небо позднего августа» в Омском академическом театре драмы.
1363115 марта 2023
Режиссёр Петр Шерешевский взял три пьесы современных драматургов и соединил их, но не последовательно, как можно было предположить, узнав, что спектакль идёт в три акта с двумя антрактами. Три истории развиваются параллельно. Впрочем, слово «развиваются» здесь, пожалуй, не совсем точно. Герои драматургов Тони Яблочкиной, Ивана Антонова и Игоря Яковлева существуют словно в дурной бесконечности, из которой хочется выпрыгнуть, но не понятно, как это сделать.
Благополучный Алексей (Руслан Шапорин) испытывает отчуждение по отношению к близким — жене и сыну. Поставив на паузу (видимо, в связи с пандемией) бизнес в Москве, он с семьёй оказывается где-то в Подмосковье, где купил землю и трактор. Но это, как выясняется, никому не нужно. «В Москву! В Москву!» — кричит жена (Алина Егошина). Сын (Леонид Калмыков) живёт первыми радостями и горестями взросления. Да и сам Алексей здесь, как застрявший в грязи трактор: «Живу просто так». Жена упрекает его в том, что он ни принимать, ни проявлять любовь не умеет, но признаёт, что и сама такова. Впрочем, «у него была собака, он её любил»: только выгуливая своего Бакса, он испытывает покой. Надолго ли? Почему вдруг начинает делать попытки опекать бывшую подчинённую (Кристина Лапшина), с которой в офисе и не общался? Случайно ли и у неё, и у жены Алексея одно имя — Лена, или это сублимация, попытка выйти из разрушенных отношений через создание новых? Но если он ищет новых отношений, почему отвергает «нападение» юной, дерзкой и влюблённой Маши (Мария Макушева)? Или он уже не верит в то, что может хоть что-то изменить?
— Что будет, если я сегодня умру? — спрашивает он.
— Ничего, — честно отвечает влюблённая Маша.
Музыкант Толик (Егор Уланов) в творческом кризисе. Публика пока не понимает его произведений, а ему так хотелось рассказать, что именно сейчас, правда, только во сне, он восстанавливает отношения с умершим отцом. Жена (Мария Токарева), как выяснилось, в первую очередь — продюсер, и музыкант в творческом кризисе ей не нужен. Толик таксует, чтобы вернуться в родной Воронеж и отмстить прапорщику Кувшинову, сломавшему когда-то его гитару. Навигатор-Алиса красивым голосом Екатерины Потаповой всё время предупреждает: «Вы отклонились от маршрута», — но кого бы и куда бы он ни вёз, маршрут предлагается всегда один и тот же. Остаётся лишь напиваться с другом Семёном (Иван Курамов) и отбиваться от телефонных звонков обеспокоенной его образом жизни мамы. Впрочем, Толик всё же доезжает до Воронежа, но в его жизни ничего не меняется. Разве что напивается он теперь с бывшим сослуживцем Шкуркиным (Олег Теплоухов), тем более, что и повод есть: поминать ушедших, «как положено музыкантам, от водки» друзей. И ждать встречи с ними...
Валерий Петрович (Николай Михалевский) восхищается своим ровесником и тёзкой Валерием Леонтьевым, до сих пор лихо поющим про «светофор зелёный в жизнь влюблённый». А сам он с жизнью прощается. И прощается со своим дачным участком, который начинал когда-то обустраивать вместе с покойной женой. Вроде бы, он — в кругу семьи: дочь (Екатерина Потапова), зять (Александр Гончарук), внук (Андрей Агалаков), его девушка (Вера Фролова). И близкие, вроде бы, готовы выполнить его волю — снести самую старую яблоню. Но насколько они искренни? Почему их бытовые, в общем-то, диалоги — про поиск резиновых сапог, про то, как лучше подпиливать корни старой яблони и т.п. — предстают то в виде академического выступления во фраках и концертных платьях, то в виде песен и танцев участников народного ансамбля — в сарафанах, косоворотках, под гармошку? Чувствует старик нарочитость, «концертность» их поддержки? Может, поэтому решает вообще избавиться от сада и продать его? Последний монолог Валерия Петровича — это постепенный отказ от жизни, добровольный уход. И здесь не важно, о чём он говорит, важно, что мы видим процесс угасания жизни... Но... Издали доносятся крики валящих старую яблоню родственников, и с воплем: «Не так надо!» — Валерий Петрович резво (Леонтьев бы позавидовал) устремляется к ним, исправлять ситуацию. Или в миры иные? Это уж каждому зрителю решать самому.
Вот такие разные истории переплетены в этом спектакле. В едином для всех героев пространстве сцены они разворачиваются параллельно. Пока одни, выхваченные светом, ведут разговоры, ссорятся и мирятся, другие на время остаются в тени, но могут продолжать заниматься своими делами — собирать пазлы, выпивать, играть в нарды, да просто спать. А потом свет выхватывает их, и продолжается прерванная на время другая история.
Поскольку герои пребывают в состоянии потерянности, то одна история как бы подсвечивает другую, усиливая ощущение бессмысленности существования, переживаемое каждым. Чувство, понятное дело, не из приятных. Неслучайно режиссёр предупреждал, что не собирается доставлять зрителю удовольствие и «поглаживать его по шёрстке». Не каждый ждёт от театра именно этого. Моя приятельница, например, ушла с середины второго акта: «Зачем мне груз чужих проблем? Моих там не было, а знакомиться с чужими, когда и своих-то немало, не хочется!». Но ведь и такое резкое отторжение — тоже яркая неравнодушная реакция. Большинство зрителей, конечно, остались до конца спектакля, ведь интересно не только о чём эти истории, но и как они рассказаны.
С одной стороны, там многое передано условно. Скажем, собака Бакс здесь — огромное, как конь, белоснежное изваяние. Алексей усаживается на неё верхом, и только растянувшись на её спине и обняв за шею, может успокоиться. Этот символ безусловной любви возвышается над погрязшими в мелких дрязгах людьми... А, например, для поездки Алексея или Толика на автомобиле достаточно пары стульев и немного соответствующих звуков: захлопывающейся дверцы, гудящего мотора, визжащих тормозов. И чуть-чуть пантомимы: рука на несуществующем руле, нога, жмущая на «педаль»... А прекрасный сад Валерия Петровича — вообще всего лишь мастерски выполненный макет. Сидит старик за огромным столом и рассматривает его. Может быть, уже оттуда, с неба позднего августа? Не случайно же герои существуют в белёсо-бесцветном пространстве сцены. Может, всем им уже оттуда грезится их земная жизнь?
С другой стороны, здесь есть и документальная достоверность. Те, чьи истории в данный момент на паузе, становятся ещё и видеооператорами: две камеры постоянно наблюдают за происходящим, а мы одновременно видим и общий план сцены, и крупные планы героев на большом экране над сценой. А когда камера наезжает на макет сада, он становится живым, настоящим, и мы понимаем, как он прекрасен!
Такое соединение театральной условности и свойственной кино достоверности потребовало от актёров искать особые средства выразительности. И они отлично справились! Скажем, «дуэль» Алексея и Маши. Они едут в машине, и девчонка вдруг начинает «завоёвывать» «дядю Лёшу», признаваясь ему в любви. Мария Макушева за словами прячет целую гамму чувств своей героини, но крупный план не обманывает: здесь и отчаянная смелость, и самоирония, и разочарование, и надежда. А главное — полнота жизни. Контрастируют с этим крупные планы Руслана Шапорина: почти лишённое мимики лицо, неподвижный взгляд... Но за этим «почти» — такая бездна! Такая отрешённость от живой жизни! И так, практически, с каждым героем: в крупных планах проявляются полутона, открывается скрытое, порой, и от самих себя.
Не только остроту документальности создаёт присутствие камер, но и рождает образы. Вот Алексей и Лена сидят за столиком кафе. Интерьер заведения украшает птичья клетка, и камеры направлены на героев через эту «преграду», поэтому на экране в клетке оказывается каждый из них. Что это за клетка? Она у каждого — своя. Можно ли из неё вырваться? И на это ответ у каждого свой. И на сцене, и в зрительном зале...
16+
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Фото:Омский академический театр драмы
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1175921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
97018 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
84918 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
29422 ноября 2024
Чёрная клоунада о юных бандитах
30521 ноября 2024
30120 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
45918 ноября 2024
47715 ноября 2024
48514 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
61913 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
47612 ноября 2024
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии