«Скрытая исповедь Толстого»
Фестиваль «Золотая маска» начался в Омске со спектакля МТЮЗа «Отец Сергий» по повести Льва Толстого. Режиссёр Кама Гинкас уверен, что в этом произведении Лев Николаевич задавал самому себе вопросы: насколько он искренний, насколько верующий, насколько его ведёт гордыня. «Это произведение — скрытая исповедь Льва Николаевича. Более чем за десять лет до своего ухода он описал уход Сергия».
149127 мая 2023
Кама Миронович много работает с прозой. Причём, в его инсценировках сохраняются авторские описания, а не только реплики героев. Так же построено повествование и в этом спектакле. Актёр при этом становится рассказчиком истории героя, в какие-то моменты эмоционально сливаясь с ним, как бы вместе с ним проживая важнейшие моменты жизни. Так ведь бывает с каждым из нас при чтении хорошей книги: мы сопереживаем героям. Из этого опыта со-переживания, знакомого каждому человеку, и возникает особый язык театрального повествования Гинкаса.
Он не требует точного воспроизведения эпохи и мест действия, ведь обращён рассказ к сегодняшнему человеку, а не к современникам Толстого. Поэтому и, скажем, окружение князя Касатского (Максим Виноградов) — молодые люди, следующие офисному дресс-коду «белый верх, чёрный низ». А девушки так и вовсе — в джинсах и футболках. В программке все они и названы «офисный планктон». Развлекаясь, они распевают куплеты из «Гусарской баллады»: «Давным-давно, давным-давно, давным-давно...». А как ещё они могут представлять себе то, что было давным-давно? Да и не в исторических деталях дело, ведь и сегодня человеку так же важно понять себя, своё предназначение. «Спектакль обращён к молодому человеку, который ищет себя», — утверждает режиссёр. Ведь и история князя Касатского, который стал отцом Сергием, это история человека, который стремится измениться, чтобы, как говорит Гинкас, «прийти к Абсолюту».
1Нам не показывают жизнь монастыря, а рассказывают о ней, поскольку, считает режиссёр, «имитировать на сцене священнодействие — значит, опошлять его». Таинство пострижения Сергия, его причащения, проскомидии обозначены символически. Как это было, мы больше узнаём из повествования актёра Виноградова, но рассказывая о том, что происходило в этот момент с Касатским, он проживает его эмоции. Таким образом, таинство не изображается сценически, а достоверно проживается. А вот рассказ об отсечении топором пальца во избавление от плотского соблазна произносится удивительно безэмоционально, ведь сделано это по велению долга, а не по внутреннему убеждению. На творческой встрече со зрителями, организованной Академическим театром драмы, Максим Виноградов, отвечая на вопрос, изменила ли его эта роль, сказал: «Конечно. Стал задавать себе больше вопросов».
Есть в спектакле ещё один персонаж — игумен Пафнутий. Он почти ничего не говорит, но его постоянное безмолвное присутствие необходимо отцу Сергию. Зрители спрашивали Игоря Ясуловича, как ему удаётся, практически, без слов находиться в постоянном диалоге с остальными. Где он берёт для этого силы? «У партнёров, — ответил Игорь Николаевич. — Мне интересно, как они существуют, что с ними происходит».
Этот обмен энергиями в спектакле, безусловно, есть. Есть ли ответы на вопросы о смирении и гордыне? Режиссёр считает, что важно их поставить: «Вы сами должны мучиться этими вопросами».
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Фото:с творческой встречи — Ирина Шарапова, со спектакля — Андрей Кудрявцев
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
13922 ноября 2024
Чёрная клоунада о юных бандитах
16021 ноября 2024
21020 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
34918 ноября 2024
44515 ноября 2024
45714 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
53413 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
39712 ноября 2024
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— омичка
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии