В «Арлекине» жарко!
Ещё бы, ведь в эти дни здесь показывают не только свои спектакли, но и постановки театров-участников проектов «Большие гастроли» и «Золотая Маска». В субботу, например, на малой сцене театра «Арлекин» Курский кукольный театр представил «Маленького принца», а на большой Театр кукол республики Карелия из Петрозаводска — «Ревизора». Посчастливилось увидеть оба спектакля. И, конечно, захотелось о них рассказать.
140329 мая 2023
«ВСЕ ВЗРОСЛЫЕ СНАЧАЛА БЫЛИ ДЕТЬМИ»
Курский «Маленький принц» — спектакль очень нежный, как и проза Экзюпери. В зрительном зале гаснет свет, и в тёмной глубине сцены становятся видны мерцающие звёзды, откуда-то сверху доносится звонкий счастливый детский голос: «...ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!». И вот — мы в сказке.
1Лётчик (Игорь Семяновский), вроде бы, обычный взрослый человек (не кукла) рассказывает, как трудно ему среди других взрослых, с которыми нельзя поговорить ни о джунглях, ни о звёздах... И в самый отчаянный момент его жизни, когда он должен исправить мотор своего самолёта или погибнуть, появляется Маленький принц с планеты «астероид Б-612». Это прекрасное существо, созданное художником Виктором Никитиным, напоминает и рисунки самого Экзюпери, и иконописные ангельские лики
Рассказ Маленького принца о своей планете, о прекрасной Розе и о планетах, на которых он побывал, словно оживает там, вверху, то ли в космической тьме, то ли в фантазии Лётчика, слушающего это повествование. Удивительно создано движение этих звёзд-планет, на каждой из которых живёт лишь одно существо: Властитель, Честолюбец, Пьяница, Звездочёт, Фонарщик. Каждый — словно часть своей планеты, и только Маленький принц свободно парит меж ними. Да ещё Роза в какой-то момент оказывается здесь, на Земле, ведь Маленький принц всегда с ней.
Когда же Лётчик остаётся один, ему вспоминаются те, о ком рассказывал Маленький принц. Лица обитателей одиноких планет последовательно высвечиваются, превращаясь в лицо Лётчика, но с характерным для каждого персонажа выражением лица. Видно, все эти существа живут и в нём. Да что там, в каждом, временами, есть это: и желание повелевать, как у Властителя; и потребность в восхищении, как у Честолюбца; и игнорирование здравого смысла, как у Фонарщика. Не потому ли люди превращаются в одинокие планеты, что заперты внутри самих себя, своих желаний, и не готовы принимать других? Куда мудрее Лис, который просит Маленького принца приручить его...
Вот такие эмоции и мысли вызывает этот спектакль Валерия Бугаёва. Хотя обращён он к зрителю 12+, в зале было довольно много детей гораздо младше. Видимо, любовь родителей к сказке Экзюпери сделала своё дело. Надо сказать, большинство маленьких зрителей справились с этой историей. Наверное, потому, что она — красива, а для них ещё и таинственна, загадочна. Но больше всего прекрасных эмоций, по моим наблюдениям, получили взрослые, ведь, как писал Экзюпери, «все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Благодаря этому спектаклю мы хоть ненадолго об этом вспомнили)))
К НАМ ПРИЕХАЛ «РЕВИЗОР»
Прибыл он из города Петрозаводска, где нет и трёхсот тысяч жителей, зато есть пять театров. Спектакли кукольного театра шесть раз номинировались на «Золотую маску» и три раза её получали. Вот и «Ревизор» Игоря Казакова претендовал на четыре номинации: лучший спектакль, лучшая работа режиссёра, лучшая работа актёра (здесь были номинированы Олег Романов — Городничий и Родион Михно — Хлестаков), лучшая работа художника. Кстати, художник этого спектакля Татьяна Нерсисян работала и над спектаклем омского «Арлекина» «Скеллиг». Если эти номинанты не стали лауреатами, то и представить не могу, что вытворяли другие кукольники, раз эти не признаны лучшими из лучших?
2Очень долго не мог успокоиться зрительный зал, аплодисменты и крики «браво» всё звучали, расходились зрители неохотно, обсуждения продолжались даже на остановке у Цирка. Вспоминали, в том числе, и сказанное на пресс-конференции Игорем Костолевским: «Такого «Ревизора» вы ещё не видели». Так и есть. Одна из самых известных пьес русской драматургии была и пугающе знакома, и завораживающе неожиданна.
Перед нами предстал перекошенный чиновничий мир уездного города: в коробку сцены встроена другая коробка, которая становится и гостиной городничего, и гостиничной комнатушкой Хлестакова. Коробка эта приподнята над уровнем сцены и скошена так, что, находясь там, никто не может чувствовать себя устойчиво. А за пределами этой коробки, внизу, на обычном уровне сцены находятся маленькие, словно игрушечные, домики уездного городка. Чиновникам, конечно, не до тех, кто в них живёт: им бы начальству угодить.
Это спектакль масок. Задача актёров здесь — оживить огромные карикатурные физиономии, закрывающие большинство чиновников чуть ли не полностью. Съехавшие с плеч лица-личины словно принижают чиновный люд. Только у городничего голова на плечах в прямом, а не переносном смысле, поэтому он и возвышается над подчинёнными. А почтмейстер здесь и вовсе человек-почтовый ящик, поэтому городничий и может сунуть в его пасть, как в прорезь ящика, не интересующее его письмо: «Ну, теперь не до того!». Добчинский и Бобчинский — один человек, но о двух головах: сам с собой спорит, сам себя перебивает. Полицейский тоже один, но о трёх головах: он и Свистунов, и Пуговицын, и Держиморда. Городничий, бывает, сечёт эти головы своей шашкой, да они тут же отрастают, как у трёхглавого дракона. Дело известное!
А вот голова Хлестакова хоть и мала в сравнении с головами местных чиновников, но возвышается над ними так, что все они только снизу вверх могут на него смотреть. Похоже, эта голова-маска установлена где-то на макушке актёра, что делает его фигуру непропорционально длинной. Его постоянно вихляющаяся фигурка должна бы выдавать ничтожность личности. Но чиновникам она видится угрожающе-огромной. Всего на несколько мгновений такой Хлестаков возникает на сцене, но именно таков он в воображении перепуганных чиновников, хотя на самом деле Хлестаков, как и описал Гоголь, «тоненький, худенький, несколько приглуповат». Но городничий перед ним предстаёт только на коленях, чтобы не оказаться ненароком выше начальства.
Прекрасны и Марья Антоновна с Анной Андреевной: соперницы дочь и мать. Образы дам создают не только маски, но и толщинки, превращающие женские прелести в гротеск.
Все эти карикатурные образы, созданные художником, актёры наполняют такой жизнью, что даже начинаешь им сопереживать. Несчастным чиновникам страшно, а зрителям — и смешно, и горько!
Оригинал на странице автора Вконтакте.
3Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
98814 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
82515 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
Чёрная клоунада о юных бандитах
10321 ноября 2024
16620 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
31418 ноября 2024
43315 ноября 2024
44514 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
50713 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
37812 ноября 2024
58508 ноября 2024
— омичка
— психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии