«Портрет на фоне эпохи»
Таково второе название спектакля «Я — Сергей Образцов» Центрального театра кукол. Омичи смогли увидеть его в программе фестиваля «Золотая Маска» на сцене Академического театра драмы.
145202 июня 2023
Ровесник 20-го века, Сергей Владимирович Образцов известен, прежде всего, как основатель театра, который носит теперь его имя. Но в спектакле мы узнаём не только, как он пришёл к профессии, как стал знаменит, но и о том, как проживал самые трагические моменты и в личной жизни — потеря любимой жены Сонечки, и в жизни страны — революция, война, репрессии...
На встрече с журналистами режиссёр спектакля и внучка великого кукольника Екатерина Михайловна Образцова так сформулировала задачу спектакля: «Мы хотели показать, как личность живёт сквозь эпоху, занимается любимым делом, хотя переживает вместе со страной, вместе с миром то, что происходит». И это создателям спектакля удалось.
Символична сценография этой постановки. Через всё пространство сцены растянулась белая лестница — ступени жизненного пути. Она становится частью белого экрана, сливаясь с задником, куда проецируются видеокадры, фотографии, рисунки. Ступени легко трансформируются и в ширмы для кукол.
Это куклы из спектаклей Образцова созданы художником Сергеем Алимовым. С ними оживают популярные номера Сергея Владимировича; в пародийном исполнении романса «Налей бокал» даже звучит его голос. Есть и номера из знаменитого «Необыкновенного концерта», но здесь за их исполнением наблюдают четыре неподвижных куклы в строгих костюмах. Оказывается, это чиновники, которые решают, жить ли спектаклю «Обыкновенный концерт». Они приходят к выводу, что это — очернение советской эстрады, и спектакль надо запретить. Тогда-то Образцов и предлагает другое название: «Необыкновенный концерт», мол, здесь сатирически показано то, чего на советской эстраде нет и быть не может. Но зритель-то понимал, что он видит на самом деле. «Люди шли в театр Образцова, чтобы сквозь ту же «Божественную комедию» или через «Необыкновенный концерт», сквозь юмор услышать слово правды», — уверена Екатерина Михайловна.
Образцов был не только кукольником. В юности учился живописи, затем — в студии Московского художественного театра. Был артистом музыкального театра; есть пластинки, где записаны романсы в его исполнении. Он снимал документальное кино. Занимался защитой животных, заботился об экологии. Только он и Юткевич подписали письмо в защиту Мейерхольда. Спектакль открывает глубокую личность, неравнодушную ко всему, происходящему на её веку. «Ему всё было важно, — говорит Екатерина Михайловна. — Это спектакль о чести, совести и о покаянии».
Повествование основано на книге Образцова «По ступенькам памяти» и его дневниках. То есть, рассказ ведётся от первого лица. И хотя в спектакле появляется кукла, напоминающая Сергея Владимировича, но главную линию ведёт человек, ведь именно актёр наполняет куклу душой, будь это перчаточный Бибабо, подаренный мамой в детстве, или тростевой герой восточной сказки Аладдин. И этот актёр — Евгений Цыганов.
Екатерина Образцова предложила именно ему участвовать в спектакле не случайно. Он тоже родственник Сергея Владимировича, хоть и дальний: его бабушка и Образцов были двоюродными сестрой и братом и очень дружили. Правда, сама Екатерина Михайловна не была уверена, что занятой «четвероюродный брат» согласится принять участие в работе над спектаклем, ведь до этого виделись они всего раза четыре в жизни. Но Евгений Цыганов не только согласился исполнить эту роль, а даже принял участие в создании инсценировки. «Благотворно на спектакле сказалось то, что я была как бы внутри ситуации, а Женя был снаружи, поскольку не успел общаться с Образцовым», — говорит Екатерина Михайловна. Цыганов, например, предложил использовать дневниковые записи Сергея Владимировича, и они звучат в некоторых фрагментах спектакля.
Да и сходство двух дальних родственников очевидно даже через поколения. «Он так же кладёт руку в карман, как дедушка, так же надевает очки. Люди, которые были знакомы с Образцовым, называли это трудным словом «реинкарнация», — рассказала Екатерина Михайловна. А я когда-то увидела на телеканале «Культура» документальные чёрно-белые кадры и, зная, что выходит этот спектакль с участием Цыганова, подумала: «О, в светлом парике он — вылитый Образцов». Но скоро поняла, что на этих кадрах запечатлён сам Сергей Владимирович. Да, гены не спрячешь! И в этом спектакле, где в последней сцене воспроизводится творческая встреча в телестудии «Останкино», Цыганов выходит уже в седом парике, и он именно такой, каким я ещё в детстве запомнила Сергея Образцова. Удивительное щемящее чувство возникает в этот момент! Хочется сохранить его в памяти навсегда..
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Фото: со встречи с Екатериной Образцовой — Андрей Кудрявцев. Фото спектакля предоставила пресс-служба Центрального театра кукол им. С.В. Образцова. Автор — Александр Иванишин.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
98614 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
82315 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
Чёрная клоунада о юных бандитах
10021 ноября 2024
16420 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
31318 ноября 2024
43115 ноября 2024
44414 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
50613 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
37612 ноября 2024
58508 ноября 2024
— омичка
— психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии