
«Портрет на фоне эпохи»
Таково второе название спектакля «Я — Сергей Образцов» Центрального театра кукол. Омичи смогли увидеть его в программе фестиваля «Золотая Маска» на сцене Академического театра драмы.
150002 июня 2023
Ровесник 20-го века, Сергей Владимирович Образцов известен, прежде всего, как основатель театра, который носит теперь его имя. Но в спектакле мы узнаём не только, как он пришёл к профессии, как стал знаменит, но и о том, как проживал самые трагические моменты и в личной жизни — потеря любимой жены Сонечки, и в жизни страны — революция, война, репрессии...
На встрече с журналистами режиссёр спектакля и внучка великого кукольника Екатерина Михайловна Образцова так сформулировала задачу спектакля: «Мы хотели показать, как личность живёт сквозь эпоху, занимается любимым делом, хотя переживает вместе со страной, вместе с миром то, что происходит». И это создателям спектакля удалось.
Символична сценография этой постановки. Через всё пространство сцены растянулась белая лестница — ступени жизненного пути. Она становится частью белого экрана, сливаясь с задником, куда проецируются видеокадры, фотографии, рисунки. Ступени легко трансформируются и в ширмы для кукол.
Это куклы из спектаклей Образцова созданы художником Сергеем Алимовым. С ними оживают популярные номера Сергея Владимировича; в пародийном исполнении романса «Налей бокал» даже звучит его голос. Есть и номера из знаменитого «Необыкновенного концерта», но здесь за их исполнением наблюдают четыре неподвижных куклы в строгих костюмах. Оказывается, это чиновники, которые решают, жить ли спектаклю «Обыкновенный концерт». Они приходят к выводу, что это — очернение советской эстрады, и спектакль надо запретить. Тогда-то Образцов и предлагает другое название: «Необыкновенный концерт», мол, здесь сатирически показано то, чего на советской эстраде нет и быть не может. Но зритель-то понимал, что он видит на самом деле. «Люди шли в театр Образцова, чтобы сквозь ту же «Божественную комедию» или через «Необыкновенный концерт», сквозь юмор услышать слово правды», — уверена Екатерина Михайловна.
Образцов был не только кукольником. В юности учился живописи, затем — в студии Московского художественного театра. Был артистом музыкального театра; есть пластинки, где записаны романсы в его исполнении. Он снимал документальное кино. Занимался защитой животных, заботился об экологии. Только он и Юткевич подписали письмо в защиту Мейерхольда. Спектакль открывает глубокую личность, неравнодушную ко всему, происходящему на её веку. «Ему всё было важно, — говорит Екатерина Михайловна. — Это спектакль о чести, совести и о покаянии».
Повествование основано на книге Образцова «По ступенькам памяти» и его дневниках. То есть, рассказ ведётся от первого лица. И хотя в спектакле появляется кукла, напоминающая Сергея Владимировича, но главную линию ведёт человек, ведь именно актёр наполняет куклу душой, будь это перчаточный Бибабо, подаренный мамой в детстве, или тростевой герой восточной сказки Аладдин. И этот актёр — Евгений Цыганов.
Екатерина Образцова предложила именно ему участвовать в спектакле не случайно. Он тоже родственник Сергея Владимировича, хоть и дальний: его бабушка и Образцов были двоюродными сестрой и братом и очень дружили. Правда, сама Екатерина Михайловна не была уверена, что занятой «четвероюродный брат» согласится принять участие в работе над спектаклем, ведь до этого виделись они всего раза четыре в жизни. Но Евгений Цыганов не только согласился исполнить эту роль, а даже принял участие в создании инсценировки. «Благотворно на спектакле сказалось то, что я была как бы внутри ситуации, а Женя был снаружи, поскольку не успел общаться с Образцовым», — говорит Екатерина Михайловна. Цыганов, например, предложил использовать дневниковые записи Сергея Владимировича, и они звучат в некоторых фрагментах спектакля.
Да и сходство двух дальних родственников очевидно даже через поколения. «Он так же кладёт руку в карман, как дедушка, так же надевает очки. Люди, которые были знакомы с Образцовым, называли это трудным словом «реинкарнация», — рассказала Екатерина Михайловна. А я когда-то увидела на телеканале «Культура» документальные чёрно-белые кадры и, зная, что выходит этот спектакль с участием Цыганова, подумала: «О, в светлом парике он — вылитый Образцов». Но скоро поняла, что на этих кадрах запечатлён сам Сергей Владимирович. Да, гены не спрячешь! И в этом спектакле, где в последней сцене воспроизводится творческая встреча в телестудии «Останкино», Цыганов выходит уже в седом парике, и он именно такой, каким я ещё в детстве запомнила Сергея Образцова. Удивительное щемящее чувство возникает в этот момент! Хочется сохранить его в памяти навсегда..
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Фото: со встречи с Екатериной Образцовой — Андрей Кудрявцев. Фото спектакля предоставила пресс-служба Центрального театра кукол им. С.В. Образцова. Автор — Александр Иванишин.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
12330405 марта 2025
31821412224
Записи автора
На «Багровом острове» нет календаря
30815 апреля 2025
«Щелкунчик» в джазе и другие сюрпризы от филармонии
56821 марта 2025
61220 марта 2025
57319 марта 2025
«В самом себе, как змей, таясь...»
65817 марта 2025
Откуда в Сибири испанская страсть?
68728 февраля 2025
168626 февраля 2025
«Кто любит сказку, тем — сюда!»
82622 февраля 2025
— Психолог
— попутчица
— эколог, урбанполитик
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии