Скандинавская сага о короле Лире

Драматический Лицейский театр замахнулся на Вильяма нашего Шекспира. Вчера побывали на премьере «Короля Лира» в постановке новосибирца Юрия Митякина. Жанр постановки обозначен как «трагическая легенда», а я бы даже назвала её сагой, тем более, что само это понятие идёт из истории скандинавских народов, а спектакль и отсылает нас к временам викингов.

181524 июня 2023
Скандинавская сага о короле Лире

Считается, что впервые история короля Лира появилась ещё в 12-м веке у валлийского монаха, который, вероятно, выдумал её, опираясь на фольклорные мотивы. Затем, уже в 16-м веке, стали появляться литературные интерпретации этой истории. Не прошёл мимо этого сюжета и Шекспир, сделав его бессмертным.

Юрий Митякин весьма бережно использовал перевод Пастернака, разве что, помещая происходящее во времена скандинавских язычников, заменил неизвестного им бога Юпитера на Одина. И в его интерпретации истории это, конечно, точнее, ведь и оформлен спектакль (художник — Марина Шипова) в сканди-стилистике: украшения на одеждах, татуировки, ленты, рунические письмена, — всё это погружает в мир «трагической легенды», а не исторического контекста. Как и музыка группы Nytt Land, известной любителям сканди-фолка во всём мире. И то, что всемирно известные музыканты из Калачинска (да-да!) сделали для этого спектакля — вовсе не «музыкальное сопровождение». Это способ создания мира героев.


1

Как и сценография спектакля. Она скупа, словно суровые времена викингов. К сканди-символике добавляются свисающие откуда-то из «верхнего мира» канаты, которые то помогают героям удержаться в бурях и ветрах жизни, то позволяют чуть ли не наизнанку вывернуться, то становятся путами. Есть ещё деревянные табуреты, которые превращаются во что угодно: и в королевский трон, и в земли королевства, и в кочки на болотах, и в колодки узника...

Интересен и актёрский ансамбль, где каждый — ещё и солист. Удивителен Алексей Осипов-Лир. Как этому молодому и крепкому человеку удаётся впасть (другого слова не подберу) в старческую немощь? Да, кое-какой грим, да, седина в волосах. Но тут не внешние, а внутренние перемены. Кажетя, прямо на наших глазах он даже иссушается, измученный своей судьбой. Но Осипов, похоже, понимая своего героя, не оправдывает его, а показывает как источник собственных бед. Особенно горька последняя сцена: здесь Лир скорбит не только о Корделии, но остаётся со всеми мёртвыми дочерьми.

Сопровождают Лира в его скитаниях граф Кент и шут. Если вначале Кент (Евгений Трубкин) взывает к голосу разума своего короля, решившего лишить Корделию наследства, то затем поддерживает его во время скитаний как некое мистическое существо: в неузнанном Лиром графе остаётся лишь оберегающий короля дух. Прекрасен шут (Фариза Баткина): его речи превращаются в камлания, сопровождаемые шаманским бубном, изукрашенным руническими знаками. Эти двое, конечно, тоже герои легенды, а не истории.

Очень хорош главный злодей, незаконный сын Глостера Эдмонд, (Иван Пермяков): невероятно пластичный, как само зло, выдающее себя за добродетель. Противоположен ему брат Эдгар (Егений Хохлов): его пластика пряма и открыта, потому что равна его простодушию. Граф Глостер (Евгений Точилов), как и Лир, обманувшийся в своих сыновьях, принимает свою слепоту словно расплату за слепоту сердца.

Все дочери Лира (вчера был состав Гонерилья – Наталья Виташевская, Регана – Дарья Оклей, Корделия — Анна Новосёлова) нордически суровы. Даже Корделии, пытающейся спасти отца, непросто проявлять нежность. Но за близостью внешних проявлений скрываются разные характеры, явленные не столько в словах, сколько в пластике, в паузах, в интонациях.

Премьера удалась! Остаётся пожелать спектаклю долгой интересной жизни. Уверена, что он будет пользоваться интересом зрителей. А как иначе? Это же Вильям наш Шекспир))

 

16+

2

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Александра Румянцева

Теги:Лицейский театрпремьератеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1419223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

54618 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

86403 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

213627 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх