«Длинный мамин хвост»

Если в детстве за ребёнка всё всегда решали родители – он рискует вырасти с нарушенным образом своего «я».

146506 июля 2023
«Длинный мамин хвост»

В книге Е. И. Николаевой «111 баек для детских психологов» есть байка под названием «Длинный мамин хвост», где упоминается Американский психолог Гарри Фредерик Харлоу (1905-1981 гг.), известный своими неоднозначными и достаточно жестокими, по мнению большинства, исследованиями «теории привязанности».

Вот эта история: «Харлоу, который пытался понять поведение людей, исследуя повадки обезьян, однажды провел такой эксперимент. Он сделал два проволочных макета обезьян, которые стали суррогатными матерями двум новорождённым обезьянкам, никогда не видевшим собственных матерей. У одной такой проволочной матери (у каждой из них была вставлена бутылочка с соской и молоком где-то в районе середины тела) был длинный верёвочный хвост, а у другой – короткий.

1

Детёныши исследовали мир, держась за хвосты своих «матерей». Оказалось, что тот детёныш, который держался за длинный хвост, имел более высокий интеллект и был более адаптивен, чем тот, который держался за короткий хвост, а наиболее выраженным чувством второго малыша при встрече с новым был страх».

Предлагаю поразмышлять о том, имеют ли место подобные аналогии в воспитании человека и действительно ли «чем длиннее юбка, за которую держится ребёнок, тем выше его интеллект и тем более он адаптивен в жизни»? В каком возрасте родители готовы перестать опекать ребёнка? Когда можно начать доверять ребёнку и как это проще всего сделать?

Сейчас традиционной стала ситуация, когда первоклассников после уроков встречают взрослые (родители, бабушка/дедушка). Я согласна, что в первые недели-месяцы ребёнку нужно помочь освоить правила и регламент школьной жизни (почему-то не смогла вспомнить встречали/провожали ли меня первоклассницу в школу), но недоумение вызывает факт сопровождения и помощи на каждом шагу школьнику, уже заканчивающему начальную школу. Что лежит в основе такого родительского поведения?

Там, где есть гиперопека, всегда присутствует тревожность одного из родителей или обоих сразу. Мать и (или) отец боятся, что с ребёнком может что-нибудь случиться – заболеет, упадёт, поранится, будут смеяться, обидят, не справится, опозорится, устанет и т.п. В таких условиях дети сами растут очень тревожными и живут с постоянным ожиданием того, что с ними может случиться что-то плохое. Поэтому, став взрослым, такой ребёнок боится рисковать, не уверен в себе, ему трудно раскрыть и проявить свои способности и таланты, он не умеет заводить знакомства, ко всему в жизни относится боязливо, осторожно и повсюду видит опасность.

Если в детстве за ребёнка всё всегда решали родители – он рискует вырасти с нарушенным образом своего «я». Как в анекдоте про еврейскую маму: «Еврейская мама кричит сыну с балкона:
– Изя, давай домой!
– Мама, я что, замёрз?
– Таки нет! Ты хочешь кушать!

Такие люди во всём ждут подсказки со стороны. Им трудно заводить друзей, найти свою вторую половинку, проявлять себя в профессиональном плане. Кроме того, им так же тяжело живётся с самими собой, они не понимают свои желания, не умеют проявлять чувства и говорить о них.

Родительская гиперопека проявляется в стремлении всё делать за ребёнка. Таким образом, дети не умеют быть самостоятельными. Так дети лишаются возможности опытным путём изучить, познать окружающий мир: сначала их полностью одевают и раздевают (так быстрее), не разрешают лезть на лестницу (упадёт), запрещают пользоваться ножом (поранится) и т. п. Дети, которым ничего не давали делать самостоятельно, вырастая, не умеют принимать решение и делать выбор. Лучше дать ребёнку время и терпеливо подождать, пока он застёгивает пуговицы, шнурует ботинки; быть рядом, чтобы поддержать на лестнице, научить пользоваться ножом.

У сверхконтролирующих родителей дети растут безответственными. Если диктовать ребёнку, как лучше поступить, решать за него конфликты со сверстниками, договариваться с учителями о привилегиях относительно своего ребёнка, значит препятствовать овладению навыками ответственного поведения.

2

Что делать родителям?

1. Не душите детей чрезмерной заботой. Будьте рядом, поддерживайте, но не перегибайте палку. Доверяйте детям. Они сами чувствуют, что им больше нравится, кем они хотят стать, они достаточно хорошо понимают, что происходит вокруг. Не тревожьтесь чрезмерно.

2. Не ведитесь на манипуляции (истерики, плач, крики). Для этого определите чёткие правила своей семьи, которые обязательны для выполнения каждым членом, будь то взрослый или ребёнок. Обязательно ознакомьте с ними ребёнка. Ещё лучше, если в разработке правил будет участвовать сам ребёнок. Этим вы подчеркнёте его самостоятельность.

3. Любите ребёнка безусловно. Ребёнок должен чувствовать, что каким бы он ни был, что бы ни делал, вы его любите и поддержите в любой ситуации. Необязательно его постоянно обнимать и повторять нежные слова, но ребёнок должен чувствовать, что вы ЗА него и ВМЕСТЕ с ним.

 

Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

18 октября

Как играть на бирже? Или не играть?

Как играть на бирже? Или не играть?

16514 октября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 34 человека

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 178 человек

Психолог


























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Кижи: без гвоздей не обошлось

Обязательная экскурсия для туристов в Петрозаводске – посещение острова Кижи. Местные жители произносят название с ударением на первый слог – КИжи. С речного вокзала Петрозаводска туда организован несколько рейсов судов на подводных крыльях.

1049131 августа 2025

Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы

Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.

 

72723 августа 2025

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

88921 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

103019 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

102213 августа 2025

Стиль жизни

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

77506 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

142129 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

204907 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

1538104 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх