![Вячеслав Прибыльский: «В мою защиту подписались сотни жителей Екатеринославки»](images/news/square_50064a5fc426b9b850feb4e29152cefe.jpg)
Учиться нужно у себя или у других?
«Умный учится на своих ошибках, мудрый учится на чужих, а дурак не учится никогда», — гласит народная мудрость. Мудрость же психолога проявляется в умении сочетать обыденный взгляд на вещи и научный, к слову, в этом вопросе эти взгляды не так уж и противоречивы.
86421 июля 2023
С момента открытия И.П. Павловым феномена условных рефлексов и, соответственно, классического обуславливания как формы научения интерес к проблеме усилился. Да, мы действительно учимся по-особому реагировать на людей, предметы и события, когда они причудливым, подчас непредсказуемым образом отражаются на наших потребностях. Можно, к примеру, «научиться» бояться есть рыбу, лишь однажды подавившись рыбной косточкой и испытав смертельный страх за свою жизнь. Однако наука пошла дальше и, благодаря экспериментам Б. Скиннера, мы достоверно знаем, что не только значимое событие дарует нам бесценный жизненный опыт, но и его последствия. Когда мы открываемся близкому человеку, делясь с ним, возможно, не самыми праведными мыслями, что мы получим в ответ — критику или поддержку? И чему мы в результате научимся — лгать, отмалчиваться или быть искренними? В свою очередь А. Бандура, явивший миру свою теорию социального научения, показал, какую роль в нашей жизни играет подражание. Мы учимся, наблюдая за другими, всю свою жизнь: определенным образом говорить, одеваться, обустраивать дом, вести соцсети, воспитывать детей, дружить, строить карьеру и отношения, избегать неприятностей или успешно преодолевать трудности. Но если в детстве в силу возрастных особенностей мы лишены этой роскошной возможности — осмысленно выбирать себе образцы для подражания, то, став старше, можем включать критическую избирательность, «назначая» на роль учителей тех, кто с успехом демонстрирует желаемый для нас сценарий жизни.
Что же до «дураков», которые не учатся ничему, то это, скорее, история про грабли, на которые из раза в раз наступает человек. И с интеллектом у него все может быть в порядке, но не достает знаний о том, как и почему не выходит их обойти. И если за школьной партой мы учимся оперировать алгебраическими формулами, чтобы получить желаемый результат, то в мягком, располагающем кресле психолога мы выводим уникальные формулы благополучия с опорой на известные научные факты об устройстве нашей сложной, но удивительной жизни.
1В заключении осмелюсь и перефразирую заглавный вопрос в утверждение: учиться нужно для себя. На мой взгляд, такая установка помогает осознать свои потребности и наделить всякий опыт (в том числе именуемый ошибками) статусом ценности.
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 116 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 106 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Итоги недели с Александром Тарасовым
2832103 июля 2024
Любишь кататься – люби и тридцать пять рублей платить
3753126 июня 2024
Лабиринты света. В память об Игоре Третьем
218022 мая 2024
1044792109
Записи автора
24408 июля 2024
Как безобидные фразы могут сработать против нас
50216 ноября 2023
Почему «Я-сообщения» не работают
46523 октября 2023
81826 сентября 2023
Что скрывает уверенность в себе
45525 сентября 2023
57412 сентября 2023
59218 августа 2023
— эколог, урбанполитик
— психолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии