Возвращение

Вчера на камерной сцене «Пятого Театра» прошла открытая генеральная репетиция моноспектакля «Фрося». Это инсценировка Игоря Косицына и Татьяны Чертовой одного из рассказов книги «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова).

161413 июля 2023
Возвращение

В «Пятом театре» уже есть спектакль по пьесе этих драматургов — «На вокзале. Под часами»; это тоже камерная история в режиссуре и исполнении актрисы Елены Заиграевой. Здесь же Игорь Косицын выступил и как режиссёр, а Татьяна Чертова — как помощник режиссёра. Исполнительницей единственной роли стала Елена Лукманова. 

Её героиня Фрося — практически, ровесница 20-го века — рассказывает, каким чудесным образом ещё девочкой попала в монастырь, причём, в Дивеевскую женскую обитель, основанную Серафимом Саровским. Как всегда чувствовала близость и защиту преподобного Серафима (хоть и почившего задолго до её рождения). Как, осуждённая «за веру», встречала сочувствие у тех, кто, казалось бы, должен порицать и Фросю, и её сестёр во Христе. Как на девятом десятке дожила до того дня, когда увидела в журнале статью о преподобном Серафиме и о родной для неё обители. 

1

Зачем эта история сегодняшнему человеку? Зачем мы вместе с Фросей проживаем её возвращение из духовного плена, из мира, в котором вера хоть и была запрещена, но всё же сохранялась в душе? Жизнь Фроси — пример верности своему духовному призванию. Как сохранить душу живу, когда рушится привычный мир? Разве не важен сегодня камерный разговор именно об этом? 

Актриса Елена Лукманова очень естественна в образе Фроси с её крестьянским говорком. И это при том, что у неё нет возможности «спрятаться» за декорации и реквизит. Камерная сцена — это, собственно, фойе второго этажа театра, где зрители и актриса — в одном пространстве. И эта близость не мешает актрисе, а, кажется, наоборот, подзаряжает её. Как и аскетичное оформление спектакля: большая икона преподобного Серафима Саровского да скамейка, на которую Фрося может иногда присесть. Ещё журнал «Душа», где она находит публикацию об обители. И её собственная тень на заднике сцены как память о прошедшей жизни, как дух ушедшего времени, как душа, что остаётся, когда тело истлевает... 

И, конечно, важна музыкальная составляющая спектакля. Вначале в рассказ героини пробиваются обрывки мелодии танго 30-х годов прошлого века, и это кажется противоречащим тому, о чём она рассказывает. Гораздо гармоничнее в её рассказ вплетаются и церковные песнопения, и народные мелодии в «живом» исполнении а капелла трёх прекрасных представительниц Вокального ансамбля "Проект П". Каким просветлённым становится лицо Фроси, когда они поют! Да и на лицах зрителей этот свет отражается! 

Но вот Фрося подходит к завершению повествования о своей жизни; понимает, что «плену» пришёл-таки конец. И вновь звучит танго, но теперь это не только мелодия. О потерянной Родине, куда возвращаются журавли, пронзительно поёт под аккомпанемент аккордеона Сергей Глухих: 

«Пронесутся они мимо скорбных распятий,
Мимо башен церквей и больших городов,
А вернутся назад — им раскроют объятья
Молодая весна и отчизна моя».

Так вот почему эта мелодия пробивалась сквозь горький рассказ героини, изгнанной из духовной отчизны, но сохранившей её в душе! Когда для Фроси «монастырём» стали тюрьма и лагерь, строки «Здесь, под небом чужим, я как гость нежеланный» отражали её переживания не менее точно, чем духовные напевы. И всё же она поднимается над этими горестными чувствами к свету, льющемуся вместе с музыкой. В финале Фрося меняет мирскую косынку на монашеский плат, и вскоре она уже не одна: к ней присоединяются девушки из «Проекта П», все вместе они растворяются в радостном песнопении...

Надеюсь, в новом сезоне спектакль появится в постоянном репертуаре, потому что очень хочется ещё раз пережить вместе с героиней её возвращение к духовной Отчизне. 

2

16+

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Анна Дунёва

Теги:Пятый театрпремьератеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1417223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

54518 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

86203 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

213527 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх