
Возвращение
Вчера на камерной сцене «Пятого Театра» прошла открытая генеральная репетиция моноспектакля «Фрося». Это инсценировка Игоря Косицына и Татьяны Чертовой одного из рассказов книги «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова).
158913 июля 2023
В «Пятом театре» уже есть спектакль по пьесе этих драматургов — «На вокзале. Под часами»; это тоже камерная история в режиссуре и исполнении актрисы Елены Заиграевой. Здесь же Игорь Косицын выступил и как режиссёр, а Татьяна Чертова — как помощник режиссёра. Исполнительницей единственной роли стала Елена Лукманова.
Её героиня Фрося — практически, ровесница 20-го века — рассказывает, каким чудесным образом ещё девочкой попала в монастырь, причём, в Дивеевскую женскую обитель, основанную Серафимом Саровским. Как всегда чувствовала близость и защиту преподобного Серафима (хоть и почившего задолго до её рождения). Как, осуждённая «за веру», встречала сочувствие у тех, кто, казалось бы, должен порицать и Фросю, и её сестёр во Христе. Как на девятом десятке дожила до того дня, когда увидела в журнале статью о преподобном Серафиме и о родной для неё обители.
1Зачем эта история сегодняшнему человеку? Зачем мы вместе с Фросей проживаем её возвращение из духовного плена, из мира, в котором вера хоть и была запрещена, но всё же сохранялась в душе? Жизнь Фроси — пример верности своему духовному призванию. Как сохранить душу живу, когда рушится привычный мир? Разве не важен сегодня камерный разговор именно об этом?
Актриса Елена Лукманова очень естественна в образе Фроси с её крестьянским говорком. И это при том, что у неё нет возможности «спрятаться» за декорации и реквизит. Камерная сцена — это, собственно, фойе второго этажа театра, где зрители и актриса — в одном пространстве. И эта близость не мешает актрисе, а, кажется, наоборот, подзаряжает её. Как и аскетичное оформление спектакля: большая икона преподобного Серафима Саровского да скамейка, на которую Фрося может иногда присесть. Ещё журнал «Душа», где она находит публикацию об обители. И её собственная тень на заднике сцены как память о прошедшей жизни, как дух ушедшего времени, как душа, что остаётся, когда тело истлевает...
И, конечно, важна музыкальная составляющая спектакля. Вначале в рассказ героини пробиваются обрывки мелодии танго 30-х годов прошлого века, и это кажется противоречащим тому, о чём она рассказывает. Гораздо гармоничнее в её рассказ вплетаются и церковные песнопения, и народные мелодии в «живом» исполнении а капелла трёх прекрасных представительниц Вокального ансамбля "Проект П". Каким просветлённым становится лицо Фроси, когда они поют! Да и на лицах зрителей этот свет отражается!
Но вот Фрося подходит к завершению повествования о своей жизни; понимает, что «плену» пришёл-таки конец. И вновь звучит танго, но теперь это не только мелодия. О потерянной Родине, куда возвращаются журавли, пронзительно поёт под аккомпанемент аккордеона Сергей Глухих:
«Пронесутся они мимо скорбных распятий,
Мимо башен церквей и больших городов,
А вернутся назад — им раскроют объятья
Молодая весна и отчизна моя».
Так вот почему эта мелодия пробивалась сквозь горький рассказ героини, изгнанной из духовной отчизны, но сохранившей её в душе! Когда для Фроси «монастырём» стали тюрьма и лагерь, строки «Здесь, под небом чужим, я как гость нежеланный» отражали её переживания не менее точно, чем духовные напевы. И всё же она поднимается над этими горестными чувствами к свету, льющемуся вместе с музыкой. В финале Фрося меняет мирскую косынку на монашеский плат, и вскоре она уже не одна: к ней присоединяются девушки из «Проекта П», все вместе они растворяются в радостном песнопении...
Надеюсь, в новом сезоне спектакль появится в постоянном репертуаре, потому что очень хочется ещё раз пережить вместе с героиней её возвращение к духовной Отчизне.
216+
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Фото:Анна Дунёва
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
12329405 марта 2025
31821412224
Записи автора
На «Багровом острове» нет календаря
30515 апреля 2025
«Щелкунчик» в джазе и другие сюрпризы от филармонии
56821 марта 2025
61220 марта 2025
57319 марта 2025
«В самом себе, как змей, таясь...»
65817 марта 2025
Откуда в Сибири испанская страсть?
68728 февраля 2025
168526 февраля 2025
«Кто любит сказку, тем — сюда!»
82622 февраля 2025
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии