
Левша или правша. Важно ли это?
Существует ли на самом деле популярное деление на «левшей» и «правшей»? Оказывается, не все так однозначно.
74503 сентября 2023
Совершенно случайно узнала, что в августе (13 августа) празднуется Международный день левшей. Эту дату предложил отмечать с 1992 года британский Клуб левшей с целью демонстрации окружающим особенностей «левосторонней» жизни в «правостороннем» мире. Я, конечно же, читала работы и статьи, касающиеся особенностей «леворуких» детей, но на практике (в воспитании и обучении) никогда не выделяла и не ставила эту особенность в приоритет. Для меня такие дети - обычные дети, хотя в анкетах и картах, заполняемых психологом, отмечала пункт - «латеральные предпочтения».
Так существует ли на самом деле популярное деление на «левшей» и «правшей»? Согласно этой теории среди «правополушарников» (они же левши) больше творческих людей, так как, якобы, доминирующее у них полушарие отвечает за зрительные картинки, восприятие звуков, смыслов, образное мышление, креативность. А есть «технари», у которых «рабочим» является левое полушарие, отвечающее за речь, логическое мышление, анализ, способности к математике, пониманию текстов, схем, символов, правил.
1Оказывается, не все так однозначно.
Любая психическая деятельность – это очень сложный процесс, где активируются многие механизмы и структуры мозга, поэтому любой процесс нужно рассматривать не в одной проекции, а в трехмерной модели.
Некоторое функциональное разделение действительно возникает по таким процессам, как речь, ведущая сторона тела, а также работа фронтальных зон мозга, отвечающих за волевые процессы. Например, при восприятии и распознавании речи, левая часть больше отвечает за привнесенное снаружи, из внешнего мира (слова, символы), а правая часть – за внутренний опыт (ощущения, образы, эмоции, чувства).
Процессы, где требуется работа полушарий, идут параллельно и в правом и в левом полушариях. Дублирование процессов, их локализация и слева и справа, нужны для обеспечения избыточности и повышения качества. В какой-то момент времени может доминировать то или иное полушарие мозга, попеременно (мозговая асимметрия, реципрокное неравновесие). Специалисты говорят, что для достижения высоких показателей в тех или иных психических процессах необходимо стремиться к реципрокному равновесию, когда оба полушария уравновешены, не доминируют друг над другом.
Полушария регулируют друг друга, обрабатывают параллельно одну и ту же информацию, но разными способами, при этом синхронизируются друг с другом, обеспечивая синтезом, сплавом информации. Поэтому утверждение о том, что есть «физики» и «лирики», отличие которых обусловлено доминированием работы левого или правого полушария – это миф. Приписывать особенные личностные, поведенческие характеристики, или связывать успешность человека с его доминирующей рукой не стоит. А к некогда популярным тестам на определение доминирующего полушария и характеристикам, описывающим особенности такой доминанты, следует относиться как к развлечению.
Что я хотела сказать этой статьей? То, что каждый ребенок уникален, и его латеральные предпочтения (ведущая рука) могут отличаться от стандартных. «Важно помнить, что мозг – сложный и сугубо индивидуальный орган, и у каждого человека может быть уникальная комбинация развития полушарий. Предпочтительное полушарие не является «узурпатором», и большинство задач требуют взаимодействия обоих полушарий для достижения оптимальных результатов». Поэтому не нужно настойчиво переучивать ребенка-левшу, следует лишь помочь адаптироваться под праворукий мир. Для этого важно создать условия для эффективного обучения и воспитания школьника, учитывая его латеральные предпочтения.
Если же у родителей есть желание предотвратить возможные трудности в обучении и помочь ребенку успешнее осваивать школьную науку, то специалисты в нейропсихологии предлагают «тренировать мозг» ребенка с помощью упражнений и игр, в ходе которых задействуются обе руки и, следовательно, оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Также полезны: пальчиковая гимнастика; кинезиологические упражнения; самомассаж; дыхательные упражнения; дидактические задания; творчество; прослушивание классических музыкальных композиций; логоритмика. Такая «гимнастика» для мозга будет полезна каждому ребенку вне зависимости от того какая рука у него ведущая.
А вы отмечали явные особенности и проявления «левшести» у вашего ребенка? В поведении, учебных успехах, других видах деятельности? Отличается ли он от сверстников-правшей? Какие элементы «гимнастики ума» практикуете в своих семьях вы?
Оригинал — в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
2Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 158 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 27 марта 2025 года
106226 марта 2025
Николай Бобровицкий: «Кто, если не мы?»
98726 марта 2025
Гороскоп на 29 марта 2025 года
93528 марта 2025
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
11354405 марта 2025
7910111
Психолог
Записи автора
95222 марта 2024
Как выбрать форму образования для ребенка?
84326 января 2024
Книга для родителей, предпочитающих демократический стиль общения с детьми
84927 сентября 2023
138819 сентября 2023
77414 сентября 2023
«У меня нет друзей. Со мной что-то не так?»
970113 августа 2023
117506 июля 2023
— Travel-коуч
— Психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии