Левша или правша. Важно ли это?
Существует ли на самом деле популярное деление на «левшей» и «правшей»? Оказывается, не все так однозначно.
67603 сентября 2023
Совершенно случайно узнала, что в августе (13 августа) празднуется Международный день левшей. Эту дату предложил отмечать с 1992 года британский Клуб левшей с целью демонстрации окружающим особенностей «левосторонней» жизни в «правостороннем» мире. Я, конечно же, читала работы и статьи, касающиеся особенностей «леворуких» детей, но на практике (в воспитании и обучении) никогда не выделяла и не ставила эту особенность в приоритет. Для меня такие дети - обычные дети, хотя в анкетах и картах, заполняемых психологом, отмечала пункт - «латеральные предпочтения».
Так существует ли на самом деле популярное деление на «левшей» и «правшей»? Согласно этой теории среди «правополушарников» (они же левши) больше творческих людей, так как, якобы, доминирующее у них полушарие отвечает за зрительные картинки, восприятие звуков, смыслов, образное мышление, креативность. А есть «технари», у которых «рабочим» является левое полушарие, отвечающее за речь, логическое мышление, анализ, способности к математике, пониманию текстов, схем, символов, правил.
1Оказывается, не все так однозначно.
Любая психическая деятельность – это очень сложный процесс, где активируются многие механизмы и структуры мозга, поэтому любой процесс нужно рассматривать не в одной проекции, а в трехмерной модели.
Некоторое функциональное разделение действительно возникает по таким процессам, как речь, ведущая сторона тела, а также работа фронтальных зон мозга, отвечающих за волевые процессы. Например, при восприятии и распознавании речи, левая часть больше отвечает за привнесенное снаружи, из внешнего мира (слова, символы), а правая часть – за внутренний опыт (ощущения, образы, эмоции, чувства).
Процессы, где требуется работа полушарий, идут параллельно и в правом и в левом полушариях. Дублирование процессов, их локализация и слева и справа, нужны для обеспечения избыточности и повышения качества. В какой-то момент времени может доминировать то или иное полушарие мозга, попеременно (мозговая асимметрия, реципрокное неравновесие). Специалисты говорят, что для достижения высоких показателей в тех или иных психических процессах необходимо стремиться к реципрокному равновесию, когда оба полушария уравновешены, не доминируют друг над другом.
Полушария регулируют друг друга, обрабатывают параллельно одну и ту же информацию, но разными способами, при этом синхронизируются друг с другом, обеспечивая синтезом, сплавом информации. Поэтому утверждение о том, что есть «физики» и «лирики», отличие которых обусловлено доминированием работы левого или правого полушария – это миф. Приписывать особенные личностные, поведенческие характеристики, или связывать успешность человека с его доминирующей рукой не стоит. А к некогда популярным тестам на определение доминирующего полушария и характеристикам, описывающим особенности такой доминанты, следует относиться как к развлечению.
Что я хотела сказать этой статьей? То, что каждый ребенок уникален, и его латеральные предпочтения (ведущая рука) могут отличаться от стандартных. «Важно помнить, что мозг – сложный и сугубо индивидуальный орган, и у каждого человека может быть уникальная комбинация развития полушарий. Предпочтительное полушарие не является «узурпатором», и большинство задач требуют взаимодействия обоих полушарий для достижения оптимальных результатов». Поэтому не нужно настойчиво переучивать ребенка-левшу, следует лишь помочь адаптироваться под праворукий мир. Для этого важно создать условия для эффективного обучения и воспитания школьника, учитывая его латеральные предпочтения.
Если же у родителей есть желание предотвратить возможные трудности в обучении и помочь ребенку успешнее осваивать школьную науку, то специалисты в нейропсихологии предлагают «тренировать мозг» ребенка с помощью упражнений и игр, в ходе которых задействуются обе руки и, следовательно, оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Также полезны: пальчиковая гимнастика; кинезиологические упражнения; самомассаж; дыхательные упражнения; дидактические задания; творчество; прослушивание классических музыкальных композиций; логоритмика. Такая «гимнастика» для мозга будет полезна каждому ребенку вне зависимости от того какая рука у него ведущая.
А вы отмечали явные особенности и проявления «левшести» у вашего ребенка? В поведении, учебных успехах, других видах деятельности? Отличается ли он от сверстников-правшей? Какие элементы «гимнастики ума» практикуете в своих семьях вы?
Оригинал — в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
2Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
84216 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
837921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
76818 ноября 2024
Выбор редакции
7910111
Психолог
Записи автора
79422 марта 2024
Как выбрать форму образования для ребенка?
69626 января 2024
Книга для родителей, предпочитающих демократический стиль общения с детьми
71727 сентября 2023
109519 сентября 2023
69714 сентября 2023
«У меня нет друзей. Со мной что-то не так?»
892113 августа 2023
102506 июля 2023
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии