Рэп, стендап и клоунада
Всё это — в спектакле Пятого Театра «Хлестаков. PS». У режиссёра Антона Коваленко герои гоголевского «Ревизора» — вовсе не персонажи 19 века. Вначале это вполне узнаваемые типажи, а в финале — инфернальные существа.
117712 сентября 2023
Городничего (здесь он назван по-современному, мэром) мы видим уснувшим на баббле, и страшный сон, в котором к нему приходят чёрные крысы, снится, похоже, с бодуна. Спящим его застают и чиновники. Очнувшись, он удивляется: «Господа! Я пригласил вас?», — и не без труда вспоминает, что собрал подчинённых, «чтобы сообщить пренеприятное известие» о приезде ревизора. Чиновники являются к мэру в клоунских нарядах. А как иначе? Перед начальством приходится ломать комедию! Да и сам мэр Антон Антонович (Евгений Фоминцев), собираясь предстать перед чиновником из столицы, напяливает по-клоунски скроенную из ткани разного цвета шинель.
Жена мэра Анна Андреевна (Мария Долганёва) — олдскульная рокерша со старомодным бумбоксом, ненавидящая дочку, увлечённую уже другими музыкальными течениями. Марья Антоновна (Алёна Фёдорова) — юная оторва, явно пошедшая непокорным характером в маму.
1Бобчинский и Добчинский (Владимир Куражев и Михаил Синогин) здесь — «приживалы, слуги в доме мэра». А ещё в программке их характеризуют: «весьма артистичные натуры». Так и есть: они, напялив клоунские носы, и стендап-репризы разыгрывают, и музыкальные номера откалывают. У них постоянно в руках микрофоны, их бит задаёт ритм всему действию. Даже представляются они как битбоксеры: «До-до-до-до-добчинский!», «Бо-бо-бо-бо-бобчинский!».
В рэп-композиции превращаются и некоторые монологи Хлестакова. Скажем, история про то, что он «с Пушкиным на дружеской ноге», звучит в ритме рэпа: «Ну что, брат Пушкин? Да-да-да так, брат!». Окружающие и воспринимают это как собственное сочинение Хлестакова, после этого признание, что у него «есть много сочинений — «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма», принимается за чистую монету.
«А что, с Гоголем, с классиком, так можно было?», — задаётся вопросом зритель. А как иначе, если гоголевский текст он, зритель, знает, практически, наизусть? Поэтому интерес представляет интерпретация. И здесь начинается главное. В «обёртке» из всех этих современных «приколов» нам предлагают мистическое содержание.
Уже в самом начале, открывая представление, Бобчинский и Добчинский с таинственными интонациями декламируют:
«Иногда мне снится сон, как будто небо меня в себя втягивает.
Я попадаю в какой-то другой мир,
А в этом мире нет стены между живыми и мёртвыми»...
И эти строки из трека группы «25/17» прозвучат ещё не раз. На приёме мэра в честь высокого гостя тоже будет звучать эта композиция в аранжировке героев спектакля, а её финал — «Лишь бы мне опять приснился город. Город, которого нет», — станет рефреном ко всему происходящему.
Поэтому и Хлестаков (Станислав Горенбахер) — это не только мелкий чиновник, волею случая принимаемый за столичного ревизора, а ещё и «Инкогнито, некто в чёрном»: существо, посланное, похоже, из иных сфер. Порой, он появляется в облике чёрного человека-собаки, а ведь именно так изображали египетского бога Анубиса, того, кто был «стражем весов» в царстве мёртвых, кто судил уходящих в мир иной по грехам их. Этот Хлестаков, похоже, появляется здесь вовсе не случайно. С каким достоинством он носит кроваво-красных халат, превращающийся в мантию! Как уверенно чувствует себя, возвышаясь над остальными! И страх, охватывающий тех, кто его окружает, для него — норма: его, посланца иного мира, должны бояться! Осип (Александр Боткин) здесь вовсе не слуга Хлестакова, а «компаньон и доверенное лицо». Похоже, он тот, кто вовремя доставляет Инкогнито из одного мира в другой.
2Так что ж это за «город, которого нет»? Художник Николай Слободяник создал некое инфернальное пространство: смертную тьму, пронизываемую то красным, то белым светом. В конце концов словно бы из этой тьмы возникает абрис фараоновой гробницы...
Так вот что случилось с местным «фараоном», то бишь, мэром: его настигло посмертное воздаяние. И всё происходящее — его видения «в том смертном сне». Поэтому и чиновники (Владимир Девятков, Василий Кондрашин, Сергей Худобенко и Дмитрий Исаенко), в которых он видел лишь фиглярствующих клоунов, в конце концов оказываются такими же, как Инкогнито, потусторонними существами с птичьими, бычьими да бараньими головами: они, похоже, сыграли роль проявителя, с помощью которого Анубис может совершить свой суд. Но ведь и им когда-то придётся быть в ответе за свою жизнь, если не на земном, то на небесном суде...
Понравился бы такой взгляд на его «Ревизора» Гоголю? Бог весть! Ему ведь и первая постановка этой пьесы в Александринском театре «не зашла»: он считал, что его «не поняли». Но ведь мы-то к Гоголю обращаемся, чтобы понять себя, своё время и задуматься о вечных вопросах. Если его текст идеально ложится и на такую трактовку, какую представил Пятый Театр, да здравствует Гоголь!
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Фото:с сайта 5ththeatreomsk.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
98614 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
82215 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
Чёрная клоунада о юных бандитах
10021 ноября 2024
16420 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
31218 ноября 2024
43115 ноября 2024
44314 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
50613 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
37612 ноября 2024
58408 ноября 2024
— омичка
— психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии