В первый раз – в первый класс
В одной из статей мы говорили с вами о том, что важно учесть при подготовке к школе будущего первоклассника. В продолжение я предлагаю к обсуждению ещё одну волнующую тему: как помочь ребёнку в период адаптации к обучению в школе.
68814 сентября 2023
Адаптация (от лат. Adapto) – приспособление. Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза (равновесия) со средой. Адаптация социальная – это механизм социализации личности, включение её в систему общественных связей и отношений. Высокие показатели социальной адаптации – это умение работать, жить в условиях совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды, новых её требований, разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации.
Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, то процесс адаптации непрерывен. Но, несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются: начало школьного обучения, переход в среднее звено, переход к профильному обучению, период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.
Представьте себе, что вы переехали жить в другой город или в другую страну. Как вы думаете, сколько лично вам потребуется времени для того, чтобы привыкнуть к новому, почувствовать себя как дома, как рыба в воде? Месяц? Четыре месяца? Полгода? Приблизительно то же самое испытывает ребёнок, который оказался в новых условиях, в новой, пока ещё непонятной для него обстановке с новыми людьми в новых обстоятельствах? Так как в школу идёт «ваш ребёнок», то предположу, что приблизительно такое же время, которое обычно требуется на адаптацию родителю, понадобится ребёнку для того, чтобы почувствовать себя относительно комфортно и безопасно в обновлённой среде.
Какими же основными правилами не стоит пренебрегать родителям, для того чтобы адаптация их школьника случилась?
1. Познакомьте и обсудите вместе с ребёнком правила и требования, которые существуют в школе. Если что- то ребёнку непонятно, нужно объяснить, а возможно, инсценировать и проиграть школьный день. Ну и, скорее всего, какие-то правила отныне будут установлены дома. Следует ещё раз повторить, зачем они нужны и в чём помогут в дальнейшей учебной деятельности.
12. Нужно вместе с ребёнком составить распорядок дня, где пошагово указать в какие временные интервалы, выполняется определённая задача. Сделать такое расписание можно красочным и наглядным, и, конечно же, необходимо следить за выполнением, соблюдением этого распорядка.
3. Проявляйте искреннюю заинтересованность в школьных делах ребёнка, всячески подтверждайте значимость его нового статуса. Но не расспрашивайте первоклассника слишком навязчиво, ориентируйтесь на самостоятельное желание ребёнка рассказать о «школьных делах».
4. На первом этапе адаптации для первоклассника очень важна ваша эмоциональная поддержка и одобрение, пусть даже в незначительном достижении. Старайтесь находить то, за что можно похвалить ребёнка, поддерживая его желание добиться успеха. Но при этом не нужно забывать о том, что каждый человек имеет право на ошибку, и когда люди учатся, то не сразу всё получается, и это вполне нормально.
5. Не забывайте, что первоклассник – это все-таки ребёнок, и у него
должно оставаться достаточно много времени для игр и других занятий. Поэтому, следуя распорядку дня, находите место для отдыха, в том числе на свежем воздухе.
6. Ещё одним важным моментом является то, что теперь у вашего сына или дочери появился человек более авторитетный в некоторых вопросах, чем вы, – это его учитель. Поэтому уважайте мнение первоклассника о своём педагоге и никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте и не критикуйте учителя и школу.
7. Если на начальном этапе обучения у ребёнка появились специфичные трудности, ну например, логопедические проблемы, постарайтесь помочь ребёнку, используя дополнительную помощь, не стесняйтесь обращаться за консультацией к специалистам (учителю, логопеду, школьному психологу), если вдруг вас что-то беспокоит в поведении ребёнка или в его учебных делах.
Изучая адаптацию ребёнка к школе, методисты, психологи выделяют различные уровни, механизмы и показатели адаптации. Для экспресс-оценки адаптации предлагаю ориентироваться на предложенные Э. М. Александровской критерии:
- эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний);
- усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене;
- успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями);
- эмоциональное благополучие.
Важной особенностью такого подхода является ориентация на следующий методологический принцип: отсутствие показателей адаптации одновременно выступает как наличие показателей дезадаптации. О том, в чём проявляется школьная дезадаптация, каковы её причины и как преодолеть школьную неуспешность, поговорим в следующих статьях.
Желаю, чтобы ответственный период прошёл как можно быстрее и благоприятнее, и рекомендую прислушаться к рекомендациям не только психологов, но и непосредственно тех, кто сопровождает детей на начальном этапе обучения. В видео вы из уст опытных педагогов узнаете ряд, возможно, очевидных, но часто упускаемых родителями нюансов, которые важны для успешной адаптации в школе.
Оригинал — в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 143 человека
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 121 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 3 ноября 2024 года
89102 ноября 2024
Гороскоп на 4 ноября 2024 года
85103 ноября 2024
Четыре строчки про главное. Про последний месяц осени
79202 ноября 2024
Выбор редакции
Слова опоздавшие. Памяти Николая Перистова
126017 октября 2024
1460115 октября 2024
«Наверно, прекрасно быть птицей!..»
507814 октября 2024
7910111
Психолог
Записи автора
77622 марта 2024
Как выбрать форму образования для ребенка?
67326 января 2024
Книга для родителей, предпочитающих демократический стиль общения с детьми
70427 сентября 2023
107019 сентября 2023
Левша или правша. Важно ли это?
67203 сентября 2023
«У меня нет друзей. Со мной что-то не так?»
889113 августа 2023
101106 июля 2023
— попутчица
—
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии