Четыре составляющие хороших детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения — это система взаимосвязей и взаимосвязей порой неочевидных, но чертовски важных. Лишь только выпадает одно звено — все идёт под откос, даже если с остальным все прекрасно.
68028 сентября 2023
В голосовании в моем ТГ-канале победила тема про составляющие части хороших детско-родительских отношений. И это хорошо, на мой взгляд. Потому что этот вопрос имеет фундаментальную основу. Часто необходимо говорить родителям о том, что детско-родительские отношения — это система взаимосвязей и взаимосвязей порой неочевидных, но чертовски важных. Лишь только выпадает одно звено — все идёт под откос, даже если с остальным все прекрасно.
Итак. Ни слова больше и внимательно следим за руками. Всё (детско-родительские отношения) стоит на четырех ногах. Именно ногах — чтобы понять метафору общей устойчивости системы:
1— привязанность;
— ведущая роль родителя;
— границы (ограничения);
— сепарация.
1) Привязанность
Сразу скажу: не путать с зависимостью. Так вообще задумано природой, что привязанность — это основополагающий компонент отношений между детьми и родителями. Когда ребёнок рождается, то он очень миленький и мимимимимишный, вкусно пахнет, издаёт прикольные звуки и т.д. Все это нужно только для одного — чтобы родители очень сильно привязалась к ребёнку и не упускали его из виду. Потому что от этого зависит его выживание. Основы привязанности формируются в ребёнке и между им и родителем, в среднем, до 6-7 лет. Имеются достаточно чёткие и понятные данные о том, какой уровень привязанности соответствует тому или иному возрасту. Всего уровней привязанности шесть. И от того, как правильно и гармонично были укомплектованы эти уровни родителями, зависит многое — начиная с того, как вы пройдете пубертат, заканчивая тем, с какими сложенными внутренними структурами уже взрослый человек будет вести свою жизнь.
2) Ведущая роль родителя
Её ещё можно назвать Альфа-позицией. Человек, обладающий альфа-позицией, имеет власть, но при этом он несёт ответственность за происходящее. В идеальном мире именно родитель должен становиться таким человеком для ребёнка. Родитель знает и способен (!) настоять на исполнении всех пунктов режима дня, способен донести важность, а местами и неизбежность наступления того или иного события, способен провести ребёнка через все эти события раз за разом.
Контейнирование, сдержанность, уверенность, последовательность — атрибуты так называемой «мягкой силы», суперспособности, которой в идеальном мире должен овладеть каждый родитель.
3) Границы
Границы рассмотрим с нескольких сторон. Первичны здесь границы физические, которые начинаются с непричинения физической боли другому. маме, папе, брату, коту, хомяку — никому. К 2 годам ребёнок вполне в состоянии это усвоить. Осваивается в этот момент именно физическое оттормаживание. Далее этот опыт может генерализоваться на других окружающих людей и даже предметы. Освоив базовую границу, приходит новый этап, другая сторона границ — границы «невидимые», такие как исполнение расписания, «запретные» словечки, личное пространство и границы родителей, других людей и иные «невидимые» запреты. Все это ребенок способен усвоить и даже с радостью и пониманием выполнять, но только при условии качественно пройденного базового этапа.
4) Сепарация
Все её хотят, но нихрена никто не понимает, что это такое. Но все равно хотят. Это тот самый сегмент отношений, где родители дают ребёнку максимальное количество двойных посланий. Типа «да ты иди, не бойся, но не ходи, я боюсь». Это постепенная передача ответственности за решения, действия и последствия.
Сепарация, как и все стальное в нашей жизни, — поэтапное наращивание интенсивности. Выделяют чаще всего пять этапов. Тут есть серьёзные расхождения у специалистов и учёных, но в первом этапе схожи все. Первый этап сепарации — это отрыв плода от матери, его рождение. С этим этапом все с разной степени успешности справляются, а что дальше — поле для рассуждений. Но давайте я попробую сложить метафору, чтобы представлять все наглядно. Вот представьте космодром и ракету. Она долго готовилась к старту и стартует — мучительно, с огромными энергетическими затратами, но оторвалась от земли и начала полет на малой высоте. Так у неё прошёл первый этап сепарации. В этот момент максимально напряжены все системы и весь центр управления полётами, пилот максимально беспомощен. По мере взлёта отходят ненужные ступени, набирается высота и скорость. Центр управления полётами начинает понемногу расслабляться, а управление аппаратом плавно переходит в руки пилота. А заканчивается все тем, что центр может только наблюдать издалека за происходящим, а пилот махать рукой и иногда присылать видео с орбиты (ничего не напоминает?). Самое главное тут (внимание!) — готовность родителя к этому процессу, ребёнок всегда к нему готов. Вот так это выглядит в «двух словах».
Тема очень большая, но даже сейчас, если у вас уже есть дети, вы можете чекнуть свою систему на состоятельность и, возможно, обнаружить, что где-то есть провалы. В этом нет ничего плохого — обнаружить проблему, это половина её решения. Пройдитесь по этому списку, как по чеклисту. Если хотите поделиться, что вышло, пишите в комментариях. Можем чуть подробнее разобрать.
2
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Нейропсихолог, канистерапевт, детский психолог,
Записи автора
37103 ноября 2024
44317 сентября 2024
«Зачем мне вообще ходить в школу и учиться?»
63220 декабря 2023
«Почините ребёнка, он сломался»
93003 ноября 2023
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии