«Но юность вольная сильна...»

Да, именно эти слова героя поэмы Лермонтова «Мцыри» вспоминаются мне в первую очередь после спектакля по этому произведению. Премьера экспериментальной постановки «Мцыри» состоялась на днях в Омском Доме актёра, а осуществила её молодая команда из театра «Галёрка».

101510 ноября 2023
«Но юность вольная сильна...»

Актёр Евгений Власов не обижен главными ролями в своём театре, но, видимо, творческому человеку всегда хочется большего, вот он и решил претендовать на стипендию Правительства РФ с заявкой на создание спектакля по произведению своего любимого поэта. Идею оценили по достоинству, и проект был поддержан. А теперь он осуществлён. Пятьдесят первых зрителей были на сцене и вместе с актёрами погружались в поэтику Лермонтова.

Да, режиссёр Егор Витько предложил, вроде бы, камерную площадку, соединяющую всех присутствующих, но большое пространство зрительного зала было рядом, оно прекрасно ощущалось, и это не случайно. Так человек чувствует себя в горах, находясь, скажем, на небольшом плато, но видя бесконечность горных вершин и синих небес. А для проживания истории умирающего послушника монастыря, затерянного в горах Кавказа, это очень важно.

Поэма Лермонтова — это монолог юного послушника, «мцыри», которому несколько проведённых на воле дней дороже всей жизни. Но эта постановка — не моноспектакль Евгения Власова. Не видим мы и старика-монаха, которому мцыри рассказывает о вольных днях своей жизни. Но почти сразу напротив героя появляется девушка. Одета она так же, как мцыри: серый кафтан, похожий на монашескую рясу, но подпоясан широким поясом, как принято на Кавказе. Этот красный пояс выдаёт страстность натуры мцыри. А девушка с тугими, как принято у грузинок, косами не только слушает мцыри, но и, порой, продолжает его монолог, вплетая в него то утвердительные, то вопросительные интонации: словно бы провоцирует мцыри на абсолютную откровенность. Выходит, это его диалог с собственной душой, собственными мечтами, собственными чувствами. И из словесного этот диалог, бывает, переходит в пластический под протяжные грузинские напевы. Актриса Анастасия Загоруй вполне убедительна в такой необычной роли.

Ещё один участник спектакля — Даниил Курков — появляется, когда мцыри рассказывает о схватке с могучим барсом. Да, на нём маска зверя, но в остальном он выглядит так же, как мцыри, только кафтан — с газырями, а в руках — кинжалы. Этот зверь — настоящий воин, и даже в схватке соперники, «обнявшись крепче двух друзей», уважают друг друга. Нельзя не отметить, как танцовщик Даниил Курков мастерски владеет кинжалами в сложном пластическом рисунке. Так и хочется, видя это оружие в нескольких сантиметрах от собственных глаз, закричать: «Верю! Верю!».

Да, зритель находится в такой близости от героев, что внутренне откликается на каждое их движение. Здесь возможен контакт с актёром взглядом, а можно ощутить на щеке брызги воды, ведь «струи Арагвы и Куры» здесь тоже есть. И пусть водоём весьма условен — вода-то в нём настоящая. «И жадно я припал к волне», — это не фигура речи, это происходит по-настоящему. А когда мцыри говорит: «Ты слушать исповедь мою сюда пришёл, благодарю», — зрители согласно кивают, а кому-то он, и правда, с благодарностью жмёт руку.

В результате зрители проживают историю мцыри и вместе с героями, и вместе друг с другом. Интересный опыт. И здорово, что Дом актёра и СТД поддержали этот эксперимент «юности вольной», предоставив свою сцену. И дело здесь не в возрасте создателей спектакля, а в том, что и они, и те, кто их поддержал, юны душой, а «юность вольная сильна», как сказал поэт.

 12+

1

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

54218 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

86003 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

213127 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

206123 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх